Автор Тема: FAQ – покупка автомобильных акустических систем  (Прочитано 10235 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

man777

  • Гость
Полезные советы часть 1  :good2:
FAQ – покупка автомобильных акустических систем

Автомобильные акустические системы отличаются большим разнообразием типов и размерностей, из которых лишь некоторые будут наилучшим образом отвечать потребностям конкретной аудиосистемы в рамках выделенного бюджета. К тому же это, пожалуй, наиболее капризный элемент аудиосистемы, качество работы которого во многом определяется выбранным способом размещения и монтажа. В предлагаемой статье содержатся базовые практические рекомендации по выбору АС и отдельных динамиков в зависимости множества потребительских факторов.

Что есть что?
Автомобильные акустические системы (АС) представляют собой набор из отдельных динамиков (они же – головки, или излучатели) и кроссовера, служащего для выделения (т.е. фильтрации) нужного частотного диапазона каждому из динамиков. Иногда, особенно в старших классах аудиотехники, АС предлагаются также без комплектного кроссовера – это означает, что фильтрация частот будет выполнена за пределами АС, т.е. в усилителе мощности, внешнем активном кроссовере или аудиопроцессоре. Также не имеют кроссовера простейшие 1-полосные динамики для полного диапазона частот, однако все такие динамики не заслуживают рассмотрения ввиду удручающе низкого качества звучания.

Входящие в состав АС динамики принято с некоторой условностью называть по тем основным частотным регистрам, в которых они работают. К примеру, 3-компонентные АС состоят из НЧ/СЧ-динамиков (т.е. для низких и средних частот), СЧ-динамиков и ВЧ-динамиков (т.е. для высоких частот). 2-компонентные АС лишены отдельного СЧ-звена и состоят из НЧ/СЧ-динамиков и ВЧ-динамиков. Если НЧ/СЧ-динамик специализирован главным образом для воспроизведения мидбаса, как иногда бывает у 3-компонентных АС, то несмотря на одинаковые размеры и название с НЧ/СЧ-динамиком 2-компонентных АС, он будет очень сильно отличаться от него по звучанию. Иногда мидбасовый динамик называют вуфером (калька с англ. woofer), а более универсальный НЧ/СЧ-динамик – мидвуфером (midwoofer).

Будучи “на переднем крае“ по отношению к слушателю (т.е. находясь ближе всего к его ушам по пути прохождения аудиосигнала), динамики по назначению напрямую соотносятся с обозначениями регистров, на которые поделен общий слышимый диапазон частот. Обиходное деление на регистры очень условное и нестрогое, в первом приближении оно включает четыре зоны с нечетко выраженными границами. Басом принято считать частоты от нижнего слышимого края до 60 Гц, иногда – до 40 Гц, иногда – до 80 Гц. Выше следует мидбас: он начинается там, где проходит условная верхняя граница баса и заканчивается на 200-250 Гц. Все, что “по-народному” принято называть басом, на самом деле является мидбасом и именно так фигурирует в технически грамотных описаниях динамиков из состава АС. Средними частотами называют область от 200-250 Гц до 2-3 кГц. И наконец, все вышележащие частоты относят к высоким. С распространением аудиоформатов высокого разрешения (high definition) стало уместным говорить о диапазоне супер-ВЧ, т.е. выше 20 кГц. Такой сверхвысокий регистр способны осилить либо обычные ВЧ-динамики с увеличенной протяженностью диапазона частот вверх, либо специализированные супер-ВЧ-динамики. Впрочем, последние в автомобильной области не получили сколь-нибудь существенного распространения.

Коаксиальные или компонентные?
Конструктивно автомобильные АС делятся на две большие группы: коаксиальные и компонентные. У коаксиальных АС все головки собраны в единую конструкцию и чаще всего высокочастотный излучатель находится на центральной оси НЧ/СЧ-излучателя. У компонентных АС головки физически разделены друг от друга, и это дает куда более широкий простор для экспериментов в поиске наилучшего для звучания места расположения головок.

Если напрямую сравнить между собой коаксиальную и компонентную модели АС одинаковой размерности в рамках одной и той же серии компании-производителя, то чаще всего можно обнаружить, что они во многом идентичны по используемым технологиям и материалам. Казалось бы, коаксиальная версия выглядит даже выигрышнее: она будет дешевле, проще в установке, и даже принципиально ближе к идеализированному “точечному” источнику звучания (т.е. когда излучатели разных регистров не разнесены между собой в пространстве). И все-таки заметное преимущество будет за компонентной версией. У коаксиальных АС звуковые волны от НЧ/СЧ-диффузора затеняются модулем ВЧ-динамика, и как правило – отсутствует участвующий в формировании звучания, распределении приложенных усилий от звуковой катушки и поглощении резонансов пылезащитный колпачок. Если в рамках серии предусмотрено несколько версий ВЧ-динамика, то в коаксиальном исполнении будет использована младшая из них. Даже при высококачественном внешнем исполнении, кроссовер у коаксиальной модели окажется попроще по конструкции и возможностям, чем у компонентного аналога. Но самое значительное преимущество компонентной модели откроется в процессе настройки звучания путем выбора места и ориентации ВЧ-динамика. Поэтому у многих производителей в средних и старших линейках АС вовсе нет коаксиальных моделей, либо они выполнены разборными, что допускает установку обоими способами.

Сколько полос нужно?
В первом приближении можно сказать, что число полос АС совпадает с числом входящих в ее состав динамиков. Это не совсем так, поскольку число полос определяется кроссовером и зависит от того, на сколько поддиапазонов в нем делится полноценный входной аудиосигнал. Впрочем, в автомобильной аудиотехнике количество динамиков чаще всего действительно равно количеству полос кроссовера. Лишь очень редко встречаются случаи, когда в одной полосе работают несколько излучателей – тогда число полос АС будет меньше, чем число входящих в нее динамиков.

Общеизвестно, что необходимость в двух и более полосах для АС вызвана принципиальной невозможностью создать в рамках традиционной конструкции единый излучатель, способный одинаково хорошо звучать в полном диапазоне слышимых частот. Те самые четыре частотных регистра: бас, мидбас, средние и высокие частоты – отвечают одновременно и особенностям восприятия звуков человеком, и конструктивному потенциалу динамиков распространенных размерностей и типов. При бескомпромиссном подходе каждому из этих частотных регистров хорошо бы назначить отдельную группу специализированных динамиков. Можно провести еще более мелкое дробление частотного диапазона, примеры легко найдутся среди домашних АС топ-класса, но для автомобильной техники вполне достаточно четырех частотных зон. При этом глубокий бас возлагается на сабвуфер, который принято рассматривать отдельно от АС. Классическим примером распределения оставшихся трех частотных зон по динамикам разного назначения могут служить типовые 3-компонентные автомобильные АС. Как правило у них НЧ/СЧ-звено работает в диапазоне от верхушки баса до мидбаса и нижнего участка средних частот, очень часто такое звено называют мидбасовым. СЧ-звено 3-компонентных АС работает не только на средних, но также охватывает нижнюю часть высоких частот. И наконец, ВЧ-звено включается в работу выше верхней границы принудительно ограниченного сверху диапазона частот СЧ-звена. Если деление частот происходит в комплектном пассивном кроссовере АС, частоты деления и крутизна характеристики затухания фильтров заданы производителем. Как правило, они фиксированные, но иногда, особенно в старших классах, возможен выбор из нескольких значений – это всегда приветствуется. В схемах с активным делением частот (bi-amping или tri-amping) характеристики фильтров задаются инсталлятором и служат очень эффективным инструментом настройки звучания в зависимости от характеристик динамиков, их расположения и ориентации.

Несмотря на все преимущества 3-полосных АС, наиболее популярны более доступные и простые в установке 2-полосные модели. В таком случае НЧ/СЧ-звену приходится очень нелегко – ему предстоит воспроизводить с одинаковым уровнем качества широчайший диапазон частот, от верхушки баса до нижней зоны высоких частот. Тем не менее, современные технологии позволяют добиться значительного успеха на этом поприще.

Если посмотреть на многополосные коаксиальные модели начального класса, обнаружится, что увеличение числа полос свыше 3-х не имеет никакого смысла с точки зрения качества звучания. Всякие спекуляции на эту являются чисто маркетинговым трюком, на который не следует попадаться. Большинство 4-, 5-, а то и 6-полосных "коаксиалов" звучат попросту ужасно.

Размеры и специализация динамиков
В рамках любой серии АС всегда можно обнаружить несколько моделей, отличающихся по конструкции и размерности. На выбор конкретной модели в первую очередь будет влиять исполнение штатных или других возможных мест установки АС в автомобиле. Наиболее предпочтительно для роли фронтальных АС выглядят модели с диаметром НЧ/СЧ-динамика 16,5 см (6,5 дюймов). Такой размер очень удачен, чтобы и средние частоты отыгрывать с хорошим качеством, и обеспечить необходимую для "бесшовного" сочетания с сабвуфером глубину баса, и в дверь поместиться. Если штатные монтажные места рассчитаны на динамики меньшего размера, то всегда полезно поинтересоваться в инсталляционной студии – нельзя ли их расширить? Чаще всего это легко выполнимо. Только если укрупнение штатных мест до нужного 16,5-см АС монтажного диаметра невозможно, а выбор альтернативных мест установки затруднен, есть смысл обращаться к динамикам иной размерности.

Необходимо учесть, что даже в пределах одной и той же серии 16,5-см АС могут заметно отличаться друг от друга. Нередко наряду с “базовой” встречаются модели с улучшенными общими характеристиками – такие позволяют без чувствительной доплаты сделать шаг к вышестоящей линейке. Для роли мидбасового звена в 3-компонентных АС иногда можно обнаружить в облюбованной серии динамиков специальную 16,5-см модель НЧ/СЧ-динамика с улучшенными басовыми характеристиками. Хотя об этом не принято говорить, такие басово ориентированные модели нередко подчиняются правилу “нос поднимешь – хвост увязнет”. Это означает, что имея преимущество в глубине баса, они скорее всего будет отставать на средних частотах от “обычных” представителей своей линейки. Отставание выражено не в доступном вверх частотном диапазоне НЧ/СЧ-динамика – он как раз может особо не пострадать, а в характере звучания потяжелевшего диффузора. Это обстоятельство стоит учесть при переходе с 2-компонентных систем на 3-компонентные - или наоборот, если вдруг такое желание возникнет.

Укрупненные 20-см (8 дюймов) отдельные динамики исключительно хороши в роли специализированного мидбасового звена 3-компонентных АС. Но они слишком громоздки для установки в переднюю дверь автомобиля и за редким исключением, оказались практически вытеснены с рынка 6,5- и 7-дюймовыми динамиками с улучшенными басовыми возможностями. При работе в 2-компонентных АС 20-см НЧ/СЧ-диффузор чаще всего оказывается весьма посредственным на средних частотах. Несмотря на большое количество успешных реализаций АС такой конфигурации в домашней и профессиональной сферах, в автомобильной области счет удачных моделей идет буквально на единицы. В коаксиальном исполнении крупноразмерные круглые динамики, равно как большие овальные, также не претендуют на особые лавры по звучанию на средних частотах. Однако они могут сослужить хорошую службу в роли басовой поддержки в аудиосистемах без сабвуфера.

13-см (5,25 дюйма) динамики прекрасно подходят на роль тыловых АС в системах “мобильного кинотеатра”, а также для тыловой “подзвучки” для фронтальных АС, если в ней вообще есть необходимость. Нередко их можно встретить в роли фронтальных АС, но так стоит поступать только тогда, когда 16,5-см АС никак нельзя поместить. В таком случае логично отдать предпочтение не только наилучшим по звучанию, но и самым басовитым среди 13-см АС – некоторые из них способны почти сравниться по басу с типовыми 16,5-см моделями. При вынужденной фронтальной установке типовых 13-см АС не избежать нехватки баса, даже в малоразмерных автомобилях. Не стоит забывать, что идеальный размер для фронтального мидбасового звена – это 20 см. Уже 16,5-см динамики по большому счету компромиссны по басу, но в рамках допустимого. 13-см и меньшие динамики – уже не компромисс, а явное отставание в басовых характеристиках, за рамками допустимого. В аудиосистемах с сабвуфером можно не опасаться нехватки общей глубины баса, но неизбежны большие сложности по согласованию сабвуфера с фронтальными динамиками, в том числе формированием полноценной фронтальной звуковой сцены.

Львиная доля овальных динамиков представлена коаксиальными моделями типоразмера 6х9 дюймов (~15х23 см) и предназначена для установки в заднюю полку. Такой диффузор заметно больше по площади, чем круглый 16,5-см и дает ощутимую прибавку в глубине баса. Однако в серьезных аудиосистемах они практически не встречаются. На это влияют общие недостатки коаксиального исполнения, неспособность заменить сабвуфер, отсутствие принципиальной необходимости в тыловых АС, а также врожденная плохая механическая сбалансированность овального диффузора по сравнению с круглым. Одним словом, роль таких АС – системы стартового уровня для той аудитории, которую не слишком прельщают преимущества полноценного глубокого баса, фронтальной звуковой сцены и чистого тонально сбалансированного звучания. Впрочем, для тех, кто “вырос” на крупных овальных динамиках и “созрел” для улучшенного звучания, предлагаются немногочисленные модели такого типоразмера повышенного качества. Для замены штатных АС несложно также найти небольшие овальные динамики 5х7 дюймов (~13х18 см), в том числе 2-компонентного исполнения для установки в роли фронтальных АС. Часто такие АС могут служить вполне адекватным выбором при нежелании или невозможности переделки штатных мест установки.

Особенности малоразмерных АС
АС с 10-см НЧ/СЧ-головкой никакими средствами нельзя заставить звучать хоть сколь-нибудь басовито, что бы по этому поводу ни обещали рекламные проспекты и паспортные технические характеристики. Наличие типового тылового сабвуфера проблемы не решит по той же причине (теперь изрядно усугубившейся), что и для 13-см АС. В самостоятельном амплуа 10-см АС очень удачны для центрального канала в системе “мобильного кинотеатра”. Во всех остальных случаях использования им требуется басовая поддержка. Лучше всего с этим справятся отдельные мидбасовые динамики, и очень желательно, чтобы они располагались спереди.

При серьезном подходе к построению аудиосистемы сэкономить за счет покупки маленьких динамиков не получится, поскольку комбинация из 10-см АС и пары дополнительных мидбасовых 16,5-см динамиков окажется дороже полноразмерного комплекта. Однако вместо этой комбинации так и напрашиваются обычные 3-компонентные АС со специализированными СЧ-динамиками. 10-см НЧ/СЧ-динамик из состава 2-компонентных АС и такого же, или чуть меньшего размера специализированный СЧ-динамик могут радикально отличаться друг от друга по поведению на средних частотах, даже если принадлежат одной серии и внешне очень похожи. Причина в разных электроакустических характеристиках. Кроме того, специализированные СЧ-динамики чаще всего более компактны в тыльной части и удобнее в установке.

Стоит учесть, что маленькие динамики недорогих младших серий часто способны звучать хоть и сильно облегченно, но вполне сбалансировано, ровно и гладко. В то же время в высоких сериях при включении без басовой поддержки звучание скорее всего окажется резким по тембру, сухим и утомительным – словно увеличение цены привело только к худшему результату. Странности легко объяснимы - так проявляется нехватка мидбаса в акустике с высокой детальностью. При наличии басовой поддержки все встанет на свои места, тональный баланс исправится и звучание “разгладится”.

Нередко можно встретить маленькие динамики, всеми силами пытающиеся доказать, что они – большие, т.е. изобразить хоть какую-то глубину баса. Иногда это в какой-то степени удается, но всегда – за счет ухудшения других характеристик. У 10-см моделей от этого неизбежно пострадает четкость передачи мидбаса и поведение на средних частотах, таковы строгие законы поведения электромеханической конструкции громкоговорителя. Не стоит искать от техники того, для чего она принципиально не предназначена.

Как правило, штатные места под маленькие динамики расположены в очень удачных для звучания местах – по уголкам торпедо, это большой плюс. Еще один плюс такого расположения – близкорасположенное наклонное лобовое стекло обеспечит эффективную прибавку в басовой отдаче (на 3 дБ, что равносильно удвоению подводимой мощности, или даже больше), хотя полноценной глубины все равно не обеспечит. Нередко дополнительным плюсом выступает наличие свободного пространства на карте двери, где несложно вырезать отверстие для 16,5-см мидбасовых помощников.

Куда ставить?
В простейшем случае динамики ставятся в штатные места, изначально предусмотренные конструкцией автомобиля. Для абсолютного большинства штатных мест есть соответствующие по типоразмеру и расположению монтажных отверстий покупные динамики. Однако может оказаться так, что по диаметру они подходят, а по посадочной глубине – нет, поскольку магнитная система будет упираться в какой-нибудь ограничитель, коим в случае дверного расположения чаще всего оказывается опущенное до нижней точки боковое стекло. В таком случае помогут специальные динамики "тонкой" (slim) серии. Гораздо более серьезная проблема заключается в том, что расположение штатных мест установки динамиков зачастую оказывается настолько неудачным, про сильно затрудняет, а то и попросту исключает возможность достижения хорошего звучания.

Наилучшие из практически реализуемых мест в машине для фронтальных АС – это левый и правый края торпедо и прилегающая к ним область передних стоек. В таком случае динамики оказываются вынесенными максимально вперед и оказываются не слишком ниже головы слушателя. К тому же они надежно защищены от попадания грязи и влаги (правда, остаются уязвимыми для пыли) и случайных механических повреждений, а также сохраняют неизменной штатную эргономику. Однако расположить в этих местах все составляющие АС динамики, включая крупноразмерное НЧ/СЧ-звено, будет весьма хлопотно и недешево. Разумным компромиссом для недорогих по инсталляционным затратам аудиосистем давно стала классическая схема с размещением НЧ/СЧ-головки 2-компонентных акустических систем в нижнем переднем крае двери, а ВЧ-головки – либо в "треугольниках" с тыльной стороны двери напротив зеркал, либо на передних стойках, либо в уголке торпедо. Такое размещение обещает пусть не отличные, но вполне неплохие результаты, а реализовать его достаточно несложно для большинства автомобилей. Более того, такая схема встречается даже в инсталляциях топ-уровня, но там для лучшего качества звучания используется масса хитростей – к примеру, выверенные с точностью до градуса углы установки всех головок, эксперименты с разными частотами среза в кроссовере, помощь DSP-процессора и т.д.

Для 3-компонентных фронтальных АС желательно всеми силами стремиться расположить СЧ-динамик как можно ближе к ВЧ-динамику в том самом оптимальном месте в районе уголков торпедо. А мидбасовое звено вполне может оставаться в дверях. Наиболее популярные среди штатных вариантов размещения СЧ-динамиков места на средней линии двери попросту никуда не годятся.

Мощность, согласование с усилителем
Акустические системы – пассивный элемент аудиотракта, они не имеют источника питания и способны только преобразовывать полученный от усилителя мощный электрический аудиосигнал в энергию звуковых колебаний. Кстати, эффективность такого преобразования ничтожно низкая – как правило, в полезную энергию превращается меньше 1 процента от потребляемой. Чем выше чувствительность динамика, тем выше его КПД, чувствительность 92 дБ/Вт/м соответствует КПД 1%.

Среди различных значений допустимой подводимой мощности АС, указываемой производителем, наибольший интерес представляет среднеквадратичное (RMS) значение номинальной, или продолжительной мощности. Строго говоря, эти два термина - не совсем одно и то же, но главное, что при такой величине поступающей от усилителя мощности аудиосигнала динамики (или акустическая система, т.е. комплекс динамиков в целом) способны проработать длительное время (много часов) в рамках заданного низкого уровня искажений без конструктивных повреждений. Обычно величина номинальной или продолжительной мощности приводится в сопровождении значений максимальной или пиковой мощности, они представляют меньший практический интерес. Чаще всего максимальная разрешенная подводимая мощность выше номинальной/продолжительной примерно в 2 раза, а пиковая – выше в 2-4 раза. Это может служить примерным ориентиром для определения номинальной/продолжительной мощности в тех случаях, когда она не указана. Однако сам по себе факт отсутствия подобных сведений должен настораживать – производители с безупречной репутацией так себя не ведут.

Согласование мощности усилителя с допустимой мощностью динамиков – очень острая тема. В определенных рамках такая согласованность - это куда больше вопрос настройки системы, чем изучения мощностных параметров при покупке компонентов. Рамки оптимальной согласованности очень широки: мощность усилителя может быть примерно равна допустимой продолжительной подводимой мощности АС, может быть выше, а может быть ниже. Усилитель может стать идеальным партнером, если он вдвое мощнее, чем допустимая продолжительная мощность АС. Может быть и еще мощнее, только в этом нет практического смысла. И наоборот, усилитель может иметь мощность гораздо ниже, чем допустимая продолжительная мощность АС – и также стать для них отличным партнером. В первом случае требуется обеспечить, чтобы сигнал от усилителя не превышал возможности динамиков, т.е. намеренно ограничить его мощность путем регулировки входной чувствительности (gain). Такой вариант – наилучший из достижимого, но он находится в трагическом несоответствии с довольно распространенными и неизбывными представлениями о том, что “техника должна играть на все деньги”. Настройка с изрядной “неиспользуемой” мощностью усилителя обеспечивает необходимый простор, т.е. запас для свободной и неискаженной передачи кратковременных пиков сигнала, у которых мгновенная мощность может в десятки раз превышать величину номинальной (RMS) мощности. Если усилитель менее мощный, чем позволяют АС, то риск повредить среднечастотные, мидбасовые и сабвуферные динамики снижается (но вовсе не устраняется!) по сравнению с более мощным аналогом, а для высокочастотных – только возрастает. И вновь требуется тщательная настройка входной чувствительности для предотвращения перегрузки усилителя, т.е. возникновения эффекта клиппинга. Для того, чтобы вывести из строя типовые ВЧ-динамики в режиме сильного (жесткого) клиппинга, достаточно, чтобы усилитель работал с номинальной мощностью всего в несколько десятков ватт – т.е. заведомо меньше возможностей любого доступного на рынке автомобильного усилителя. Стоит учесть, что у большинства кроссоверов автомобильных АС есть специальные схемы защиты ВЧ-динамика от перегрузки, однако они не всесильны. Как показывает практика, при подаче слишком сильного “клиппированного” сигнала ВЧ-динамик может успешно выйти из строя даже при наличии такой схемы защиты.

Огромное значение, “подружатся” ли между собой усилитель и динамики, т.е. будут ли они звучать без искажений и долго ли прослужат, имеет настройка задействованных кроссоверов. Чем уже подаваемый на динамики от кроссовера диапазон частот и круче спад характеристики затухания фильтров, тем большую мощность они способны “переварить” без искажений и повреждений. Обычно главным фактором выступает нижняя граница рабочего диапазона частот, поскольку воспроизведение частот ниже нее связано с увеличенной амплитудой колебаний подвижной системы и увеличением проходящей через конструкцию динамика энергии. Также влияет характер исходного аудиосигнала от источника. Многие головные устройства, особенно штатные, сохраняют достаточно низкий уровень искажений в выходном аудиосигнале только в узком диапазоне, примерно трети их шкалы регулировки громкости. Начиная примерно с половины доступного диапазона регулировки такие источники выдают сильно “клиппированный” аудиосигнал, т.е. сильно искаженный, в том числе и за пределами слышимого диапазона частот. В таком случае возможен выход из строя даже идеально отлаженной связки “усилитель-динамик”.

Чувствительность
Чувствительность АС, а точнее – характеристическая чувствительность, - скажет о том, насколько громким будет звучание при подаче на вход АС определенного уровня мощности. Чувствительность принято измерять в дБ/Вт/м. К примеру, заявленное в паспортных данных значение 90 дБ/Вт/м говорит о том, что при подаче мощности 1 Вт от усилителя АС создает на расстоянии 1 м на оси излучения уровень звукового давления 90 дБ.

Если усилитель аудиосистемы имеет невысокую мощность, то хорошим правилом будет выбирать не только хорошо звучащие, но также высокочувствительные динамики. Тогда можно не опасаться, что звучание окажется слишком тихим. Особенно важно это для динамиков, работающих напрямую от маломощного встроенного усилителя головного устройства. В рассмотренном примере 90 дБ/Вт/м - очень хороший показатель, такие динамики имеют полное право называться высокочувствительными. Существуют также гораздо более высокочувствительные динамики, однако у них характеристики полностью подчинены достижению максимальной громкости, а вопросов высококачественного звучания не ставится. К примеру, высококочастотный SPL-динамик Hertz SPL Show ST 25 с компрессионной рупорной узкогорлой конструкцией имеет потрясающую воображение чувствительность 107 дБ/2,83 В/м, однако у него очень узкая диаграмма направленности, большие габариты, и он не предназначен для достоверного воспроизведения музыки.

Главное арифметическое правило для чувствительности: прирост на 3 дБ равносилен двукратному приросту подводимой мощности. С учетом логарифмической природы единицы измерения “Децибел“ прирост на 1 дБ соответствует росту мощности в 1,25 раз, а на 2 дБ – в 1,6 раз. Это означает, что динамик с параметрами 90 дБ/Вт/м на при подведении мощности, скажем, 50 Вт, прозвучит так же громко, как динамик с параметрами 87 дБ/Вт/м при подведении 100 Вт. И точно такой же результат по громкости получится с динамикам 93 дБ/Вт/м при 25 Вт и 84 дБ/Вт/м при 200 Вт. 25-ваттный усилитель принято считать маломощным, а 200-ваттный – очень мощным, тогда как результат по громкости при указанной разнице в чувствительности динамиков будет один и тот же. Из этого следует, что если динамики имеют сравнительно небольшую паспортную мощность, это не должно смущать при условии их высокой чувствительности.

Правда, так произойдет в том случае, если динамики в точности соответствуют своим паспортным характеристикам. Практика показывает, что даже у производителей с отличной репутацией два динамика с одинаковой паспортной чувствительностью могут несколько отличаться по громкости звучания при подведении одинаковой мощности от усилителя. Если вопрос достижимой громкости критичен, то реальное преимущество облюбованных АС в громкости звучания нелишне проверить перед покупкой на стенде.

Также полезное правило: если чувствительность указана как-то иначе, чем в дБ/Вт/м, то нужное значение легко получить, воспользовавшись Законом Ома. К примеру, очень популярно указывать чувствительность в дБ/2,83 В/м – это уровень звукового давления, создаваемый динамиком (или АС) на расстоянии 1 м на оси излучения при подаче напряжения 2,83 В. Нехитрая арифметика (мощность равна квадрату напряжения, деленному на номинальное сопротивление) показывает, что 2,83 В для 4-Омных динамиков соответствуют 2 Вт (и соответственно – 1 Вт для 8-Омных и 4 Вт для 2-Омных). Т.е. 90 дБ/2,83 В/м – то же самое, что 87 дБ/Вт/м (90 дБ минус 3 дБ при изменении мощности вдвое).

Еще одно полезное правило: при увеличении расстояния до динамика вдвое уровень звукового давления снизится на 6 дБ. Т.е. динамик (или АС) с чувствительностью 90 дБ/Вт/м покажет при подведенной мощности 1 Вт на расстоянии 2 м звуковое давление 84 дБ, а на расстоянии 0,5 м – 96 дБ.

Также полезное правило: увеличение числа динамиков на 1 штуку обеспечивает прирост звукового давления на 3 дБ. Т.е. два динамика (или АС) с чувствительностью 90 дБ/Вт/м в условиях 1 м / 1 Вт покажут 93 дБ, три – 96 дБ, и т.д. При условии, что все эти динамики расположены максимально близко друг к другу и направлены в одну и ту же сторону, а акустические свойства салона автомобиля (среды прослушивания) не учитываются.

Какая громкость нужна?
Может показаться, что зная число динамиков в аудиосистеме, их чувствительность, расстояние до них и мощность в каждом канале усиления, легко вычислить итоговую громкость в точке прослушивания. Но это не так. Для такого расчета потребуется гораздо больше исходных данных и крайне сложный математический аппарат.

Принято считать, что изменение звукового давления на 10 дБ по слуховым ощущениям соответствует изменению громкости вдвое. Также нелишне вспомнить, что звуковое давление такого колосса, как большой симфонический оркестр при игре “фортиссимо”, составляет 100 дБ. Однако в автомобильных условиях музыке придется “перекричать” шум мотора и дороги. Уровень шума в салоне сильно зависит от класса автомобиля, скорости движения, качества дорожного покрытия и других факторов. В качестве среднего значения можно взять 65-70 дБ, что соответствует популярным недорогим иномаркам (скажем, Ford Focus). У отечественных автомобилей шумность ближе к 80 дБ, а на плохом покрытии – 90 дБ. Считается, что если аудиосистема способна развить звуковое давление 105 дБ, этого вполне достаточно, чтобы услышать нужный динамический диапазон музыки на ходу в автомобиле средней шумности. Но это довольно жесткое требование, и если результат будет несколько хуже – ничего страшного. Практика показывает, что с усилителями, имеющими “честных” около 50 Вт на канал и динамиками с чувствительностью около 90 дБ/Вт/м можно совершенно не опасаться недостаточной громкости звучания в “среднешумном” автомобиле – если только громкость не выступает особой целью.

Особенности 3-компонентных АС
Велик соблазн перехода с 2-компонентных на 3-компонентные АС. Отдельные СЧ-динамики позволят и средние частоты отыгрывать замечательно, и звуковую сцену построить куда как лучше в автомобильных условиях. Они гораздо меньше по размерам, чем типовые 16,5-см НЧ/СЧ-динамики, поэтому дают гораздо больше свободы в выборе места установки и ориентации излучения. Но все же найти это место будет не так-то просто. Обычный для СЧ-динамиков размер: около 7-10 см в случае конусных и 5-7 см в случае купольных. Для скрытого размещения в передних стойках такие габариты великоваты, а ставить "серединку" в среднюю или верхнюю часть двери, как это часто бывает у штатных систем, плохо для звука. Остаются популярные в инсталляциях среднего и высокого уровня подиумы или внедрение в торпедо, но в стартовом классе бюджет этого может не выдержать. Наиболее повезет в этом владельцам автомобилей, у которых уже есть крупноразмерные штатные места как раз по уголкам торпедо. Помимо оптимального места расположения самого СЧ-динамика важно выполнить еще одно условие – он обязан располагаться как можно ближе к ВЧ-динамику.

Необходимо учесть, что 3-компонентные АС отличаются не только прекрасным звуковым потенциалом, но также большой капризностью, чутко реагируя на отклонения от оптимальной инсталляции. При некорректном размещении и настройке переход к таким АС приведет к драматическому ухудшению звучания по сравнению с 2-компонентным аналогом. Поэтому при обычной (single-wiring) схеме подключения 3-полосной АС к 2-канальному усилителю сильно вырастают требования к функциональному набору пассивного кроссовера. Чем более гибкую настройку уровней сигнала в разных полосах и характеристик фильтров он способен предложить – тем лучше. Великолепные по качеству и гибкости настройки комплектных 3-полосных пассивных кроссоверов можно обнаружить в старших линейках ведущих мировых производителей. Иногда незаурядные возможности можно встретить также в более доступном ценовом секторе. К примеру, в кроссовере АС Focal K2 Power 165 KRX3 предлагается независимая настройка уровней ВЧ- и СЧ-сигналов, разные варианты частоты среза фильтров, а также коррекция ВЧ – всего 162 варианта сочетаний настроек.

http://shop.tchernovaudio.com

man777

  • Гость
Полезные советы часть 2  :good:
FAQ – покупка автомобильных акустических систем

Особенности плоских (slim) АС
Акустические системы специальной плоской конструкции (они же – slim-АС), т.е. с уменьшенной монтажной глубиной, могут стать единственно подходящими для установки в имеющие ограничения по глубине и общему запасу пространства монтажные места – как штатные, так и выбранные самостоятельно. Чаще всего наряду с монтажной глубиной у таких АС уменьшен также диаметр тыльной части. Надо учесть, что во многих случаях в "проблемные" монтажные места можно поставить и обычные “полноразмерные” с тыльной части динамики. Для этого служат копеечной стоимости проставочные кольца требуемой высоты. Еще менее зависима от заложенной автопроизводителем глубины монтажного места установка АС на специальные подиумы. Для отечественных автомобилей и некоторых самых популярных иномарок в продаже предлагаются готовые недорогие накладные подиумы для дверей, а для всех остальных подиумы можно заказать индивидуально в инсталляционной студии. Изготовление высококачественного подиума оригинального дизайна потребует некоторых затрат и скорее всего, изменит штатный интерьер автомобиля, зато позволит установить динамик более прочно и надежно, а также задать ему оптимальную ориентацию по отношению к слушателю.

Покупку АС slim-версии есть смысл рассматривать только когда проставочные кольца не решают проблемы с монтажной глубиной, а использование подиумов по каким-либо причинам (финансовым или эстетическим) нежелательно. Причина в том, что технически трудно уменьшить монтажную глубину динамика без того, чтобы не пострадали другие характеристики, либо драматически выросла цена изделия. Если в конструкции использован обычный ферритовый магнит, то в плоском динамике его диск скорее всего окажется тоньше – т.е. сила магнита снижается. Чаще всего в slim-АС применяется компактный неодимовый магнит, он гораздо эффективнее ферритового (в 10-20 раз). Однако при тех мощностях, которыми оперируют НЧ/СЧ-динамики, неодимовая магнитная система ощутимо греется и к тому же имеет принципиально низкий порог теплового размагничивания. Улучшить охлаждение в жестких рамках плоской конструкции тоже проблематично. Это главная причина, по которой в полноразмерных сабвуферах, оперирующих втрое-вчетверо бОльшими мощностями, чем обычные динамики, неодимовые магниты не используются никогда. Нередко в slim-АС можно обнаружить увеличенный сверх оптимального угол раскрытия диффузора. Эти и другие причины приводят к тому, что плоские динамики обычно имеют ограниченные возможности по мощности и поведению на нижних частотах и как правило, встречаются только в младшем и среднем ценовом классе. Если компании-производителю удается превзойти конструктивные ограничения и заставить звучать slim-АС практически также, как полноразмерные, это расценивается как выдающаяся инженерная победа. Примерами такого прорыва за барьеры могут служить обладатели награды EISA “Лучшие автомобильные АС 2002-2003” Hertz Space 6k 25, а также высококлассные АС Focal K2 Power KRXS. В обоих случаях не обошлось без применения существенно усложненных дорогостоящих технологий и редких материалов.

Как это ни удивительно, в топ-классе ситуация с использованием неодимовых магнитов в НЧ/СЧ-динамиках меняется на противоположную. Там на первый план выходят как раз конструктивные преимущества, обеспечиваемые высокоэффективным магнитом. Тепловые и прочие ограничения обходятся за счет серьезных технологических ухищрений и весьма дорогостоящих сортов неодима с высоким тепловым порогом размагничивания. Примером могут служить входящие в элиту мировой аудиотехники АС Focal Utopia Be и Audison Thesis TH. У них в магнитной системе НЧ/СЧ-динамиков неодим используется вовсе не из соображений компактности, а для достижения предельно высоких характеристик. Хотя тыльная часть этих динамиков имеет умеренные габариты, она все еще остается слишком большой для того, чтобы относить их к slim-классу.

Кроссовер
Кроссовер служит для выделения (т.е. фильтрации) нужного частотного диапазона каждому из входящего в состав АС динамиков. Несмотря на свою неприметность и утилитарность назначения, это не только необходимая, но также равноправная с самими динамиками составляющая общего комплекта. От качества и возможностей кроссовера во многом будет зависеть итоговое качество звучания, и с повышением класса техники требования к нему сильно возрастают.

Все входящие в комплект АС кроссоверы относятся к пассивному типу, т.е. построены с использованием конденсаторов, катушек индуктивности, резисторов и других пассивных электронных комплектующих. Оценить качество штатного кроссовера под силу только специалисту, и не всегда самый “породисто” выглядящий, или самый крупногабаритный кроссовер – самый высококачественный. Тем не менее, кое-какие выводы можно сделать и при поверхностном ознакомлении. Если для коаксиальных АС производителем заявлено высококлассное исполнение, то очень хорошим подтверждением этого будет внешнее (в отличие от встроенного) исполнение кроссовера. Возможность регулировки в кроссовере уровня ВЧ-сигнала всячески приветствуется как для компонентных, так и для коаксиальных моделей, желательно – в достаточно широком диапазоне (хотя бы +/- 3 дБ) и с оптимально малым шагом 1,5-2,0 дБ. Чаще всего в недорогих моделях АС функционал кроссовера на этом и заканчивается, но в среднем, и особенно – высоком классах возможности существенно расширяются. Развитые кроссоверы способны предложить средства компенсации последствий вынужденного неоптимального расположения динамиков. Для этого служат несколько вариантов выбора частоты раздела и крутизны характеристики затухания фильтров, коррекция АЧХ (как правило – на средних и/или высоких частотах) и ряд других ухищрений. Кроме того, высококачественные электронные комплектующие специальных “аудиофильских” серий для кроссоверов, как правило, отличаются изрядными габаритами – особенно катушки индуктивности. Неудивительно, что кроссоверы топ-уровня по размеру сравнимы с усилителями мощности, хотя и остаются сугубо пассивным элементом аудиотракта.

Если аудиосистема построена на активных кроссоверах, ее конфигурация сильно изменится, перейдя к схеме bi-amping или tri-amping.

Bi-amping, Tri-amping
Схема bi-amping означает, что пара АС (т.е. левые и правые) подключена не к двум, как обычно, а к четырем каналам усиления. При этом разделение частот по двум полосам (фильтр НЧ плюс фильтр ВЧ) осуществляется активными кроссоверами на пути аудиосигнала до усилителей, т.е. каждый из каналов усиления работает уже в ограниченном диапазоне частот. Активные кроссоверы получили такое название ввиду построения на активных электронных комплектующих (к примеру, операционных усилителях, транзисторах) и в отличие от пассивных, требуют источника питания. Если усиление идет по трем полосам частот, т.е. шести каналам усиления (3 левых и три правых), то схема называется tri-amping.

С технической точки зрения активная фильтрация с выделенными парами каналов усиления для каждой полосы частот АС имеет великое множество серьезных преимуществ над пассивной. Достаточно назвать намного лучшие условия работы для усилителей и снижение требований к запасу мощности в каждом из каналов, снижение интермодуляционных искажений, устранение потерь мощности в пассивных кроссоверах (они всегда есть и в худшем случае достигают 50 %), лучший демпинг-фактор, независимость характеристик кроссовера от колебаний реального сопротивления динамиков на разных частотах и уровнях мощности, отсутствие фазовых сдвигов, радикально улучшенные возможности настройки для каждого из получившихся четырех каналов. Неудивительно, что в профессиональной аудиотехнике активные контрольные мониторы (АС со встроенными усилителями, предназначенные для контроля аудиозаписи) принято делать по схеме bi-amping (или tri-amping для 3-полосных) уже в младших классах, а в среднем и высоком классах это стандарт де-факто. Фактически, деление частот между сабвуферным каналом и основными АС также всегда идет по схеме bi-amping – ее так не называют лишь потому, что сабвуфер принято считать отдельным от АС компонентом аудиотракта.

Вооружившись “голой” теорией, легко дойти до утверждения, что с пассивными кроссоверами динамики принципиально никогда не будут хорошо звучать. Конечно же, это не так и есть немало примеров совершенно замечательно звучащих АС с пассивными кроссоверами. Кроме того, не стоит списывать со счетов практическую целесообразность: для схемы bi-wiring требуется вдвое больше каналов усиления (два двухканальных или один 4-канальный усилитель) приличного уровня качества, что не только дорого, но и громоздко в размещении (а также почти вдвое прожорливее по электропитанию). Также, в силу разных причин, и прежде всего - спектрального распределения мощности в музыкальном сигнале, где на высокие частоты приходится примерно в 10 раз меньше энергии, чем на нижележащие регистры, схема bi-amping гораздо эффективнее при отделении СЧ/ВЧ от мидбасового регистра, чем при отделении СЧ от ВЧ. В результате сегодня схема tri-amping для фронтальных АС даже в топ-классе встречается лишь иногда, в экстремально бескомпромиссных реализациях. Фаворитом же в высоком и топ-классах стала схема bi-amping для 3-полосных АС, с пассивным делением частот между СЧ- и ВЧ-звеньями, и активным – между СЧ/ВЧ- и мидбасовым звеньями. Пожалуй, существенный минус у такой системы только один – невозможность выставить независимые друг от друга временнЫе задержки аудиосигнала на высоких и средних частотах для сфазированного звучания в точке прослушивания. Однако если удается разместить СЧ- и ВЧ-динамики максимально близко друг к другу – а чаще всего это вполне выполнимо при наличии достаточной квалификации у инсталляторов, то особой разницы в величине задержек между этими звеньями не требуется.

Сегодняшний ассортимент усилителей со встроенными фильтрами разных типов, включая полосовые (ПФ), частотой настройки вплоть до 5 кГц или даже свыше 7 кГц, аудиопроцессоров, комплектных или отдельно продаваемых пассивных кроссоверов – предоставляет как никогда обширные возможности по реализации любых сочетаний пассивной и активной фильтрации. Особенно удачны случаи, когда производитель изначально заложил требуемые возможности в свою продукцию К примеру, в акустических системах и усилителях топ-класса Audison Thesis TH можно с легкостью осуществить схему tri-amping силами великолепных по качеству и оснащению встроенных кроссоверов усилителей и 3-компонентных АС Thesis TH K3 orchestra, можно воспользоваться полностью пассивной фильтрацией при помощи кроссовера THX 3, также возможен популярный вариант “bi-amping для трех полос” с помощью кроссоверов усилителей и специального СЧ/ВЧ пассивного кроссовера THX mh. Подобная универсальная в реализации концепция заложена также во флагманские АС Focal Utopia Be и усилитель Focal Dual Monitor LE. В этом случае АС поставляются как без кроссовера для полностью активной схемы, так и с пассивным кроссовером Crossblock, причем вариант активно-пассивной схемы также заложен изначально и предлагает выдающиеся по гибкости возможности настройки. Стартовав в старшем классе, смешанные (активно-пассивные) схемы включения АС пришли и в средний: достаточно назвать АС Audison Voce и усилители Audison практически всех серий, начиная с младшей SR.

Bi-wiring, Tri-wiring
При схеме подключения “bi-wiring”, т.е. двухкабельном, используется обычное число каналов усиления, т.е. один для левой и один правой АС независимо от числа полос. Однако число акустических кабелей, в данном случае – от усилителя до пассивного кроссовера АС, увеличено вдвое (или втрое для схемы tri-wiring). Со стороны усилителя кабели сходятся в одну точку, со стороны кроссовера – приходят на разные контактные группы. Многие входящие в комплект 2- и 3-полосных АС пассивные кроссоверы среднего и вышестоящих классов позволяют такое подключение, а если оно не используется, то разные контактные группы соединяются перемычками.

Теоретически схема bi-wiring имеет ряд преимуществ над обычной (single-wiring), прежде всего за счет снижения влияния разных частотных регистров друг на друга. Также она позволяет для НЧ/СЧ-звена использовать иной кабель, чем для ВЧ-звена. Однако несмотря на огромную популярность такого решения в домашней аудиотехнике высокого класса, в автомобильной сфере bi-wiring весьма редок. Если возникает желание разделить регистры, обычно прибегают к куда более эффективному, хоть и более дорогому решению – bi-amping. Кроме того, в автомобильных аудиосистемах часто пассивный кроссовер АС расположен в непосредственной близости от усилителя мощности, т.е. подключен предельно коротким кабелем, где преимущества bi-wiring малосущественны. Гораздо большее значение при такой компоновке имеют длинные акустические кабели от кроссовера до динамиков разных регистров, а они по определению физически разделены.

Самостоятельная комплектация АС из отдельных динамиков
Нередко можно встретить, особенно в старших сериях, что одни и те же динамики предлагаются и как самостоятельное изделие, и в составе 2- или 3-компонентных акустических систем. Доступность отдельных динамиков открывает заманчивую возможность самостоятельно скомпоновать акустическую систему из динамиков разных брендов и серий, а также произвольно выбрать для нее схему разделения частот: пассивную, активную, либо смешанную. К самостоятельной комплектации нередко прибегают самые требовательные поклонники высококачественного звучания, которым требуются непременно самые лучшие динамики для каждого из регистров. При таком перфекционистском подходе подчас оказывается, что облюбованные “лучшие в мире на свой вкус” ВЧ-динамики принадлежат одному бренду, СЧ-динамики – второму, а НЧ/СЧ или мидбасовые динамики – третьему. Описанное классиком желание “Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича... ”, - оказывается все-таки возможным. Нередко желание поэкспериментировать с самостоятельным подбором динамиков вытекает из апгрейда с бюджетными ограничениями – когда заменяется на лучшее по качеству то звено АС, звучание которого явно не устраивает, а звучание других звеньев вполне приемлемо. К примеру, довольно часто обладатели АС среднего класса жалуются, что им сильно не хватает той ясности и прозрачности, на которую способны лучшие ВЧ-динамики старших серий, тогда как остальные регистры нравятся.

Особых технических сложностей самостоятельной комплектации АС нет. Достаточно не допускать грубых промахов в соответствии между динамиками по мощности и чувствительности, а также не забывать, что характеристики хорошего кроссовера для одних динамиков вовсе не обязательно окажутся подходящими для других динамиков. Главная же сложность и секрет наилучшего звучания такой системы заключаются в согласованности звучания разных динамиков между собой. Каждый из динамиков системы может прекрасно справляться со своими обязанностями, но если между ними нет слаженности, то итоговое звучание вряд ли понравится. Примером отсутствия слаженности может служить распространенный вариант отчетливо слышимых границ перехода между разными регистрами, где заканчивает работу одно звено динамиков и начинает другое. Этого надо всячески избегать при помощи правильного выбора места положения и подбором характеристик кроссовера (или аудиопроцессора). Но даже если “барьеры” между регистрами устранены, для захватывающего звучания требуется согласованность по характеру. К примеру, в 3-компонентных системах подвижная и открытая передача средних частот в сочетании в вялым, слишком “жирным” мидбасом обязательно приведет к разрушению цельности музыкального представления.

Поладят ли самостоятельно подобранные для каждого регистра звучания динамики, можно определить только экспериментально. Разумеется, у тех компаний-производителей, что имеют четко выраженный фирменный звуковой почерк, вероятность “совпадения характеров” выше. Но при известном старании можно добиться впечатляющих результатов согласованности и в мультибрендовых по составу АС.

Согласование с сабвуфером
Помимо слаженной работы разных динамиков АС между собой, важно также “бесшовное” сочетание их нижнего регистра с сабвуфером. Если к самому сабвуферу, способу его установки и настройки басового канала усиления нет вопросов, то остается сосредоточиться в поведении на нижней границе НЧ/СЧ-динамиков 2-компонентных АС или отдельных мидбасовых динамиков в 3-компонентных АС.

Главное правило, незаслуженно часто остающееся в тени: с помощью сабвуфера нельзя изменить общий характер представления баса, он целиком задается НЧ/СЧ-головкой. Если доступная часть нижнего диапазона частот основных АС воспроизводится с нехваткой плотности, оформления, атаки и структуры – точно также прозвучит и весь бас, даже если партнерами выступят сабвуфер и усилитель с очень плотным и динамичным басом. Конечно, в идеальном случае нижний регистр основных АС должен быть безупречен во всем, в том числе достаточно глубок. Но в действительности таких безупречных динамиков очень мало и скорее всего, у них окажется максимальный ценник. Если приходится выбирать между очень басовитым, но недостаточно плотным и четким по звучанию НЧ/СЧ-динамиком, и его антиподом, предлагающем не столь глубокое, зато хорошо оформленное звучание мидбаса, то настоятельно рекомендуется отдать предпочтение второму. Нехватку глубины его звучания (при условии, что он полноразмерный и нехватка не катастрофически малая) с легкостью восполнит правильно настроенный сабвуфер. Однако перед вынесением вердикта нелишне проверить, находятся ли оба испытуемых динамика в одинаково оптимальных для себя условиях, и не вызваны ли погрешности первого динамика нарушением условий его установки и подключения?

Несмотря на то, что чем больше баса имеют фронтальные АС – тем лучше, в аудиосистемах с сабвуфером принято ограничивать их рабочий диапазон частот снизу. Так не только эффективно улучшается согласование с сабвуфером, но и обеспечивается защита динамика от слишком низких частот и повышается диапазон допустимой подводимой мощности. Обычно от фронтальных АС не требуется воспроизводить частоты ниже 50 Гц, на практике величину частоты настройки фильтра ВЧ для этой роли можно выбрать и повыше, а для малоразмерных (13 см и меньше) динамиков это обязательно стоит сделать. Частота может совпадать с верхней границей фильтра НЧ для кроссовера, а может и несколько отличаться от нее – наилучший вариант определяется экспериментально. Изредка в пассивных фильтрах АС можно обнаружить такой фильтр для ограничения частот НЧ/СЧ-головки снизу, но чаще всего фильтрация выполняется активным способом с помощью кроссовера усилителя или аудиопроцессора. Однако надо учесть, что при недостаточно четком и плотном мидбасе основных АС исправить ситуацию настройкой ограничивающего для них частоты снизу фильтра не получится. Распространенное заблуждение о пользе такого приема не выдерживает критики, никогда не подтверждаясь на практике.

АС для аудиосистемы без сабвуфера
Если все доводы специалистов показались неубедительными, и сабвуфер сочтен за излишество, то придется озаботиться подбором и установкой басовитых тыловых АС. Наиболее популярны в роли басового тыла овальные динамики 6х9 дюймов, однако существуют и укрупненные варианты, овальные 7х10 дюймов, или круглые 8-дюймовые (20 см), такие предпочтительнее. Кроме того, существуют готовые комплекты 3-компонентных АС, в которых НЧ-звено необычно большое, вплоть до 10 дюймов (25 см). Несмотря на сабвуферный диаметр, это не сабвуферы в силу их конструктивных отличий, басовые возможности у них скромнее, зато корпусов для установки не требуется. Если поставить такой комплект целиком в заднюю полку и подключить его к внешнему усилителю, то любители мощного тылового звука порадуются и басу неплохой глубины, и общей высокой громкости.

Для имеющей кое-какие представления о конструировании громкоговорителей аудитории может показаться весьма заманчивым улучшение басовых возможностей фронтальных АС в системе без сабвуфера за счет использования акустического оформления с фазоинвертором. Этот широко распространенный в домашней технике прием в автомобильных условиях не возбраняется, однако чаще оказывается неадекватно сложным и хлопотным по компоновке и настройке. Практика показывает, что большинство экспериментаторов с фазоинверторным оформлением основных автомобильных АС впоследствии от этого отказались и предпочли более традиционные (и успешные!) методы улучшения звучания в нижнем регистре.

Необходимая подготовка места установки
Корпусом для автомобильных АС выступают те монтажные места и внутренние объемы автомобиля, где окажутся динамики – будь то двери, задняя полка, стойки кузова, торпедо или кик-панели. В случае с задней полкой своеобразным “корпусом” (т.е. акустическим оформлением типа free air) АС окажется багажник автомобиля, хотя изредка можно встретить установленные с тыльной стороны полки специальные колпаки для создания изолированного объема. Выбор и исполнение места монтажа производитель всегда оставляет на усмотрение установщика. От того, как мастер этим распорядится, зависит – будет система звучать очень хорошо или очень плохо с теми же самыми динамиками.

При покупке автомобильных АС необходимо изначально запланировать определенную сумму на дополнительную обработку мест установки. Чтобы это не казалось “ловким отъемом с трудом заработанных дензнаков”, достаточно вспомнить, что у домашних АС итоговая стоимость может в десятки раз превышать розничную стоимость использованных в них отдельных динамиков. До идеального с технической точки зрения полностью лишенного вибраций акустически инертного корпуса оптимальной формы в автомобильных условиях никогда не добраться – но необходимо хотя бы исправить грубейшие нарушения условий эксплуатации АС. Основных правил всего несколько: прижим установочного фланца динамика к монтажной поверхности должен быть герметичным, сама монтажная поверхность обязана быть жесткой и надежно закрепленной. Кроме того, всеми силами требуется избегать вибраций остальных элементов конструкции импровизированного корпуса, к примеру – наружной стенки двери. Важно также исключить образование резонансных камер – чаше всего такой камерой выступает пространство от сильно заглубленного динамика до штатной защитной сетки. В идеале от тыльной стороны динамика до ближайшей поверхности желательно иметь достаточно свободного пространства, однако это правило очень сложно выполнить. Штатные условия установки для установки никогда не обладают набором перечисленных качеств, в том числе у автомобилей премиум-класса с престижными ‘именными” (Mark Levinson, Bose, Harman/Kardon и др.) аудиосистемами. Инсталляционные операции по доработке дверей и прочих мест установки до нужной кондиции с помощью шумовиброизоляционных и других акустических материалов отлично отработаны в любой заслуживающей внимания инсталляционной студии. Степень доработки может сильно отличаться по трудозатратам, но даже осуществление минимального пакета услуг радикально повысит качество звучания приобретенных динамиков. Попутно с улучшением звучания понизится и уровень проникающего извне дорожного шума – пользу от этого трудно переоценить.

http://shop.tchernovaudio.com

man777

  • Гость
Re: FAQ – покупка автомобильных акустических систем
« Ответ #2 : 11 Понедельник Апреля 2011 18:13:27* »
www.bluesmobil67.ru

Воссоздание в автомобиле клубной атмосферы :music:

Просторный зал клуба оживает под ритмы HipHop, RnB, House, Electro, Drum’n’Bass, наполняясь ослепительными огнями светомузыки.

Подавляющее большинство молодых людей предпочитает в салоне своего автомобиля клубную музыку. Возможно, некоторые считают, что в клубе вместо музыки сплошная какофония (от греч. kakos — дурной и phone — звук). Действительно где-то на первом месте только киловатты мощности, а в хорошем клубе звук серьёзный, учитывающий форму помещения, материал покрытия стен и расположение танцпола.

Концептуальный подход к воссозданию клубного звука в автомобиле, по мнению ЧЕМПИОНОВ SPL-КЛУБА команды «Блюзмобиль-Смоленск», предусматривает решение главной задачи – обеспечение чистого и мощного звука. Реализация концепции предусматривает обеспечение высокого уровня звукового давления и создание эффекта объемного звучания в салоне автомобиля. Сразу оговоримся, существует несколько взглядов на терминологию. В одном случае говорят об уровне громкости звука, подразумевая под SPL – Sound Power Level, в другом - об уровне звукового давления, подразумевая под SPL – Sound Pressure Level. Это тема отдельного исследования, а в данной статье мы не будем уделять ей много внимания, так как наша главная задача - воссоздание клубной атмосферы в автомобиле. В решении поставленной задачи у нас есть ограничения по количеству динамиков, усилителей и затрачиваемых средств. Данное обстоятельство определяет необходимость взвешенного подхода к созданию в салоне автомобиля эффекта присутствия в хорошем клубе.

Итак, уровень звукового давления – характеристика, которая может быть определена по результатам расчетов. С данной характеристикой часто возникают проблемы, связанные, как правило, с путаницей между электрической мощностью и звуковым давлением. Увеличение мощности в два раза поднимает уровень звукового давления на 3 дб. Между этими величинами существует косвенная зависимость, поскольку громкость звучания определяется звуковым давлением, а мощность обеспечивает работу диффузорных громкоговорителей (далее динамиков). Из подводимой мощности только часть преобразуется в звук и величина этой части зависит от коэффициента полезного действия конкретного динамика. Приближенно КПД в процентах выражается следующей формулой:

где В — магнитная индукция в зазоре, тл; V — объем обмотки звуковой катушки, м3; SД — площадь излучающей поверхности диффузора, м2; m — масса подвижной системы, кг; р — удельное сопротивление провода звуковой катушки, ом*м.

Понятно, что чем выше КПД динамика, тем большее звуковое давление им обеспечивается. При уменьшении габаритов динамика КПД, как правило, уменьшается. Происходит это потому, что одновременно уменьшаются: площадь поверхности диффузора, объем проводника в звуковой катушке и (часто) индукция в зазоре. Динамики с диффузорами большего размера предпочтительней, потому что чем больше размер диффузора, тем больше звуковое давление, развиваемое динамиком. Каким образом еще можно повысить уровень звукового давления?

Увеличить количество динамиков. Суммарное звуковое давление одинаковых динамиков определяется выражением

где Р1 — мощность одного динамика, Вт; n — количество динамиков; l —расстояние до динамиков.

Сдваивая головки, мы повышаем уровень звукового давления в два раза при условии, что удваивается и подводимая к ним от усилителя электрическая мощность. Если на две головки от усилителя поступает та же мощность, что и на одну, то и уровень звукового давления изменится незначительно. В таком случае по мощности мы ничего не выигрываем, зато увеличенная площадь излучения от двух диффузоров даст более глубокий бас. Удвоить подводимую мощность относительно просто: соединив сдвоенные динамики параллельно, мы снижаем их сопротивление в два раза до 2-х Ом, тем самым, удваиваем мощность усилителя. По аналогии с электрической мощностью

где U — напряжение питания, примерно 12 в; R – сопротивление динамиков.

Важно учитывать то, что усилитель должен справляться с такой нагрузкой. Этот эффект зависит от расстояния, на которое разнесены головки, и проявляется на частотах, для которых это расстояние соизмеримо с длиной волны. Поэтому основной эффект повышения звукового давления происходит от сдваивания мидбасовых динамиков. Примечание: подключать 2-3-омные акустические системы (АС) напрямую к встроенному усилителю головного устройства (ГУ) нельзя - его выходной каскад просто выгорит.

Повысить громкость можно и выбором динамиков. Для них принято считать, что 1 Вт электрической мощности соответствует примерно уровню звукового давления в 95 дб. Существуют динамики, выдающие на 1 Вт мощности 97 и даже 100 дб. То есть динамик небольшой мощности, но с высокой чувствительностью способен развить такое же звуковое давление, что и более мощный, но менее чувствительный.
В таблице показана зависимость требуемой подводимой мощности усилителя от чувствительности динамика. :ok:

Чувствительность   Требуемая мощность усилителя
                  87дБ                  200Вт
                  88дБ                  158Вт
                  89дБ                   126Вт
                  90дБ                   100Вт
                  91дБ                   79Вт
                  92дБ                   63Вт
                  93дБ                   50Вт

Если выбирать между двумя равноценными по качеству звучания АС, одна из которых более чувствительная, но менее мощная, чем вторая, то выбор лучше остановить на первой. Однако иногда встречаются динамики с малой чувствительностью, но высокой номинальной мощностью, которые на малой мощности играют не только тихо, но и с худшим качеством, но если «хорошо выкрутить» регулятор громкости, то звучание становится оптимальным. Такой вариант можно рекомендовать настоящим любителям клубного звука, готовым приобрести усилитель с мощностью не менее сотни ватт на канал. А вот для построения относительно мощной, но недорогой системы необходимо выбирать чувствительные динамики. Примечание: подведение к таким динамикам более высокой мощности их просто разорвет.

Однако высокочувствительные АС для автомобилей выпускаются не часто. В связи с этим довольно редко подтверждается соответствие между заявленными производителями значениями чувствительности и реальными. Такая же ситуация характерна и для мощности. Ряд недобросовестных производителей идет на хитрость: на упаковке и первой странице инструкции крупно приведены неоправданно большие цифры мощности без указания ее типа. А основных типов три: номинальная (RMS-Rated Maxmum Sinusoidal), максимальная и пиковая. Главный из этих параметров - номинальная мощность. Это именно та, в пределах которой можно продолжительное время слушать музыку на данных АС, не опасаясь нелинейных искажений и тем более - выхода динамиков из строя. А значение пиковой мощности на упаковке является просто визуальным раздражителем, побуждающим сделать покупку. Оно Вам вообще не нужно: разве кто-то собирается слушать музыку «в течение короткого промежутка времени (обычно 1 с) с интервалом в 1 мин»? Не попадайтесь на эти уловки.

История построения аудиосистем пестрит примерами разорванных в клочья диффузоров НЧ/СЧ-динамиков, сгоревшими катушками высокочастотников и выгоревшими блоками питания усилителя. Как правильно подобрать систему? При подборе компонентов высококвалифицированные специалисты Смоленского «Блюзмобиля» поступают следующим образом. Динамики звучат с максимально высоким качеством при достижении 90-100%, а усилитель – до 60-70% от номинальной мощности. Поэтому для динамика, например, мощностью 50 Вт подбираем усилитель мощностью 80 Вт. То, что усилитель мощнее не страшно: он все равно не выйдет на опасный для акустики уровень, поскольку после установки компонентов обязательно выставляется правильный уровень усиления сигнала (например, в студии «Блюзмобиль-Смоленск» это делается одним из треков специально разработанного для этого специалистами студии настроечного диска . Этими мерами добиваемся максимума звукового давления при обеспечении безопасности динамиков и усилителей. Однако лучше всего никогда не выкручивать регулятор громкости выше 75% от максимального значения, иначе могут появиться искажения уже в самом ГУ.

В принципе, нет ничего страшного, если RMS усилителя меньше, чем у динамиков, но в этом случае обращаться с его регулятором чувствительности надо еще аккуратнее. Парадокс в том, что менее мощный усилитель, начав перегружаться, с большей вероятностью спалит Ваши АС, чем усилитель помощнее! Все дело в явлении, называемом "клиппингом" - т.е. работой в режиме ограничения, когда усилитель выдает сильно искаженный сигнал с большим содержанием высших гармоник. Именно по этой причине наиболее часто в АС сгорают ВЧ-динамики. Кстати, в ГУ регуляторов чувствительности нет в принципе, поэтому воссоздание клубной атмосферы в салоне автомобиля без внешнего усилителя малоэффективно.

Опираясь на теорию построения систем клубного звука, специалисты студии «Блюзмобиль-Смоленск» инсталлировали множество автомобилей, например, ВАЗ 2108, ВАЗ 2112 и Чемпиона России по качеству звучания Тойота Камри. В передние двери отечественных машин после основательной акустической подготовки на изготовленные вручную подиумы установили мощные сдвоенные 6-ти дюймовые мидбасовые динамики. Для удвоения подводимой мощности соединили их параллельно (в Камри 8-ми дюймовые).
Для создания клубного звукового поля в задних частях салонов изготовили многослойные массивные полки, в которых закрепили мощные 6х9 и 8 дюймовые широкополосные динамики. Усиливать сигнал назначили модели бренда SOUNDSTATUS, прекрасно справляющиеся с низкоомной нагрузкой.

Особая роль в клубных аудиосистемах отводится сабвуферу. Он в автомобиле должен "перекричать" дорожный шум. Для получения глубокого баса в небольших объемах производители идут на ряд жертв, главная из которых - снижение чувствительности. Чтобы получить достаточную громкость при невысокой чувствительности, необходимо подводить высокую звуковую мощность. Поэтому в машины поставили сабвуферные динамики SOUNDSTATUS с двумя отдельными обмотками звуковой катушки, соединенными параллельно. Большое значение в клубной инсталляции имеет тип акустического оформления сабвуфера. В частности, особо приветствуется дополнительный запас по мощности для наихудшего с точки зрения отдачи варианта - бесконечный акустический экран; динамик при этом играет в большой объем, например, в багажник. У моделей в закрытом корпусе чувствительность повыше, но также невысокая. А самые лучшие по отдаче - модели с фазоинвертором, особенно в корпусе полосового типа, именно такие и установили в отечественные автомобили.

Прослушивание клубной музыки в ВАЗах заставляет сердце учащенно биться. Естественно, сначала за квартал звучит берущая за душу музыка и только потом появляются и сами машины. В Чемпионе России Камри два 12-ти дюймовых сабвуфера всем желающим послушать клубный звук на максимальной громкости поднимает волосы на голове. Льющаяся со всех сторон музыка создает полное ощущение настоящей клубной атмосферы. При этом у ВАЗ 2112 и Камри «легким движением руки» клубный звук переключается на концертный (когда все впереди) и слушатель из клуба плавно перемещается в концертный зал. А у Камри 3-я кнопка ГУ переносит слушателя в шикарный кинозал с 6-ти канальным звуком, когда появляются центральный канал, а мощные задние динамики с сабвуферами прекрасно воспроизводят мультимедийные эффекты фильма.

                                                                                                                                Кандидат технических наук Виктор Якушев

www.bluesmobil67.ru

 

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Имя: E-mail:
Визуальная проверка:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение
Наберите символы, которые изображены на картинке:
Горьковский АвтоЗавод сокращённо (три буквы):
"Волга" это река или автомобиль?:
т р и п л ю с д в а минус 2 равно (цифра):


Wi-Fi точки в Москве
ßíäåêñ.Ìåòðèêà
Map