РАСПОЛОЖЕНИЕ ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИДатчик температуры охлаждающей жидкости двигателя обычно расположен возле корпуса термостата во впускном коллекторе. В редких случаях он располагается в головке цилиндра, или может быть два датчика: по одному для каждого блока цилиндров двигателей V8 и V6, или один для ЭБУ, другой – для охлаждающего вентилятора.
Датчик расположен таким образом, чтобы его наконечник соприкасался с охлаждающей жидкостью – только так сигнал будет верен. Если уровень охлаждающей жидкости низкий, показания датчика могут быть неточными.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИОт датчика температуры охлаждающей жидкости зависит много функций двигателя, поэтому неисправность датчика (или цепи датчика) повлечет за собой проблемы с выхлопом и управляемостью при холодном двигателе, а также значительно увеличит расход топлива, ухудшит состав отработавших газов, если система управления двигателем не переходит в режим замкнутого контура.
Не забывайте, что многие проблемы этих датчиков вызваны скорее плохой проводкой и неплотными или ржавыми соединителями, чем поломкой самого датчика.
Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на систему управления двигателем, управляемость при холодном двигателе, качество выхлопа и расход топлива. Одним из факторов такого влияния может быть термостат: если он открыт, двигатель будет прогреваться медленно, и датчик будет показывать низкую температуру. А если термостат не подходит для автомобиля, или если его вообще нет, двигатель не сможет достигнуть нормальной рабочей температуры, и датчик будет показывать низкую температуру.
КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИВ автомобилях 1996-го или более позднего года выпуска с бортовой системой диагностики OBD II из-за неисправности датчика могут отказать некоторые системы контроля, без которых автомобиль не пройдет проверку состава отработавших газов.
Когда система OBD II выявляет ошибку, загорается сигнальная лампочка "Check Engine" (Проверить двигатель) или “MIL” (индикаторная лампа неисправности) и генерируется один из следующих кодов неисправности: P0117, P0118 или P0125.
В автомобилях с системами более ранними, чем OBD II лампочка "Check Engine" загорается, если датчик закорочен, разомкнут или показывает недопустимое значение. Датчики "Дженерал Моторс" имеют коды неисправности 14 и 15, датчики "Форд" - 21, 51 и 81, датчики "Крайслер" - 17 и 22.
ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИВизуальный осмотр датчика может выявить такие проблемы, как сильная коррозия вокруг зажимов, трещины в датчике или утечка охлаждающей жидкости. Но в большинстве случаев проверить состояние датчика можно, только измерив его сопротивление и напряжение.
В системах с выводом данных на сканер показания датчиков отображаются в градусах по Цельсию или по Фаренгейту. Датчик должен показывать низкую (или комнатную) температуру при холодном двигателе и высокую температуру (около 200 градусов) при разогретом двигателе. Отсутствие показаний или заведомо неверные данные укажут на неисправность датчика или проблему с проводкой.
Внутреннее сопротивление датчика также можно проверить с помощью цифрового вольтомметра и сравнить с техническими требованиями. Если датчик закорочен, разомкнут или показывает недопустимое значение, его следует заменить.
Если сопротивление датчика в пределах нормы и изменяется по мере изменения температуры двигателя, но двигатель работает в режиме разомкнутого контура (без обратной связи), значит, проблема в ЭБУ или проводке. Перед заменой каких-либо деталей следует провести дальнейшую диагностику.
Здесь поможет имитатор датчика, который отправит условные показания температуры через проводку в ЭБУ. Если проводка без повреждений, но ЭБУ не переходит в режим замкнутого контура после принятия сигнала о нагреве охлаждающей жидкости, то проблема в ЭБУ.
ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИДля проверки показаний датчика можно также использовать вольтметр или запоминающий цифровой осциллограф. Строгой нормы здесь нет, но, как правило, при холодной температуре датчик будет показывать примерно 3 Вольта. По мере разогрева двигателя и достижения рабочей температуры напряжение постепенно снижается до 1,2 – 0,5 Вольт. Если вы используете осциллограф для определения напряжения, найдите сигнал, который постепенно снижается от 3 Вольт до 1,2 – 0,5 Вольт за три – пять минут (время, за которое двигатель достигает нормальной рабочей температуры).
Если напряжение не опускается ниже 5 Вольт, значит, датчик разомкнут или не заземляется. Если напряжение приближается к нулю, значит, датчик закорочен или потерял опорное напряжение.
При работе с автомобилями "Крайслер" от 1985 года можно ожидать внезапного скачка напряжения при прогреве двигателя. Это обычное явление, и его причина в резисторе с сопротивлением в 1000 Ом, который включается в цепь датчика, когда его напряжение падает где-то до 1,25 Вольт. По этой причине напряжение снова подскакивает до 3,7 Вольт, а затем продолжает опускаться, пока не достигнет 2,0 Вольт при полностью прогретом двигателе.
Иногда датчик внезапно может быть разомкнут или закорочен при достижении определенной температуры. Если датчик имеет функцию “Максимум/Минимум”, можно уловить внезапные колебания напряжения во время нагрева датчика. На осциллограмме напряжения короткое замыкание появится в виде резкого падения линии к нулевому значению. При размыкании линия осциллограммы резко поднимется до уровня опорного напряжения (5Вольт).
Если показания датчика в пределах нормы (высокое сопротивление и 3 и более Вольт), но не достигают нормальной температуры, возможно, датчик не ошибается! Может быть, проблема в разомкнутом или неисправном термостате, который не позволяет охлаждающей жидкости достигнуть нормальной рабочей температуры.
ЗАМЕНА ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИЧаще всего мы не заменяем датчик температуры охлаждающей жидкости, пока он не выйдет из строя. Если датчик закорочен, разомкнут или показывает недопустимое значение, то, очевидно, его показания не соответствуют действительности, и его надо заменить, чтобы обеспечить нормальную работу системы управления двигателем. Однако многие специалисты советуют при замене или повторной сборке двигателя заменять и датчик температуры охлаждающей жидкости, так как датчики со временем изнашиваются, их показания становятся менее точными. Установив новый датчик, вы избавите себя от многих потенциальных проблем в будущем.
Датчик температуры охлаждающей жидкости и термостат стоит заменить также в случае сильного перегрева двигателя, так как высокие температуры могут вызвать преждевременный выход из строя или плохую работу этих компонентов.
При замене датчика необходимо слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения. Можно не осушать радиатор полностью, просто откройте спускной клапан и слейте достаточно жидкости, чтобы ее уровень был ниже датчика.
В то же время неплохо было бы проверить состояние охлаждающей жидкости и заменить ее, если она используется уже больше трех лет (обычная охлаждающая жидкость) или более пяти лет (долговечная охлаждающая жидкость), или если есть признаки ее загрязнения.
Резьбу датчика можно предварительно покрыть герметиком для предотвращения утечек. Хорошо закрепите датчик, чтобы избежать его повреждений.
После установки нового датчика можете заново наполнить систему хладагентом. Убедитесь, что в системе охлаждения нет воздуха – если он попадет в термостат, то может вызвать перегрев двигателя или неправильные показания датчика.