Всем, кому приходилось ходить по замусоренным лесом водоёмам, знакома неприятная ситуация, когда на полном ходу мотор ударяется о бревно,
которое может торчать ниже уровня воды. Нептун откидывается на полный угол и аккуратно встаёт на упор. Винт оголяется и мотор набирает разносные обороты.
Если двигатель не оборудован электронным ограничителем оборотов, это может привести к разрыву маховика.
Обычно, столкновения не ждут, и до выключения зажигания проходит некоторое время, зависящеее от реакции судоводителя.
Предлагается очень простой и надёжный автоматический выключатель двигателя, который реагирует не на увеличение оборотов,
а на причину - изменение угла установки мотора.
Устройство использует ртутный выключатель, который довольно широко применяется в технике и сейчас есть в продаже.
Это запаянная стеклянная колбочка с парой электродов, в которую налито немного ртути.
При определённом положении колбы электроды замыкаются ртутью.
На картинке показано, как выключатель может работать на подвесном моторе. Если электроды подключить к выводам кнопки "Стоп", то в откинутом положении она окажется замкнутой и будет оставаться замкнутой, пока мотор снова не будет снят с упора и опущен. Т.к. ртуть тяжёлая, переключение происходит чётко и однозначно. В нормальном положении мотора ложных срабатываний не бывает. В отличие от электронного ограничителя оборотов, работу этого выключателя легко проверить. Достаточно на холостом ходу поднять мотор на нужный угол и убедиться, что зажигание выключается. При наличии этой вещи можно вообще не пользоваться кнопкой "Стоп", а просто поднимать мотор, когда это нужно.
Конструкция выключателя может быть очень простой. Из тонкого алюминия вырезается корпус, прямая часть которого устанавливается под клеммником и крепится теми же винтами. Вторая, изогнутая часть сворчивается в трубочку, ось которой под 45 градусов наклонена к вертикальной оси. Диаметр трубочки выбирается из условия размещения выключателя. Мне попадались колбочки длиной 20...30мм и диаметром 5...8мм. Концы трубки заглушаются подходящими пробками, например, полиэтиленовыми от аптечных пузырьков. В нижней пробке делается отверстие, через которое выводятся провода и подключаются к клеммнику, который здесь, рядом. Колбочку желательно уплотнить чем-то мягким, чтобы она не стукалась о стенки при вибрации мотора. В таком конструктиве ни выключатель, ни провода от него не мешают под капотом, где и так места не много. При желании верхнее крепёжное отверстие можно распилить, чтобы регулировать угол наклона. Но мне этого делать не пришлось.
Много раз этот девайс выручал при наезде на топляки, которых в наших водах немало.
Единственный его недостаток - хрупкость стеклянной колбы, что требует аккуратного обращения при монтаже.
ОТСЮДА