Выбор пластичной смазкиДля большинства шпинделей с прецизионными подшипниками подходит пластичная смазка на основе минерального масла и литиевого загустителя. Эти пластичные смазки обладают хорошей адгезией к поверхностям подшипника и могут использоваться для рабочего диапазона температур от –30 до +110 °C (от –20 до +230 °F). Для областей применения с высокими частотами вращения и высокими температурами, или где требуется длительный срок службы, эффективными являются пластичные смазки на основе синтетических масел, такие как пластичная смазка SKF на основе диэфирного масла LGLT 2.
Для смазывания упорно-радиальных шарикоподшипников для винтовых передач в большинстве условий эксплуатации может использоваться пластичная смазка на основе минерального или эфирного масла с загустителем на основе кальциевого комплекса.
При следующих условиях может потребоваться использование альтернативных пластичных смазок:
рабочие температуры < 10 °C (50 °F) или > 100 °C (210 °F)
очень низкая или очень высокая частота вращения подшипника
статическая работа, нечастое вращение или колебания
воздействие сильных вибраций
воздействие тяжёлой или ударной нагрузки
необходима водонепроницаемость
подшипники для винтовых передач, работающие с малыми частотами вращения, с тяжёлыми нагрузками или вибрациями, должны смазываться пластичной смазкой на основе литиевого мыла с минеральным базовым маслом и антизадирными присадками, например, SKF LGEP 2
Правильный выбор пластичной смазки состоит из четырёх этапов.
1. Выбор класса консистенции смазкиСогласно классификации Национального института пластичных смазок (NLGI) имеется несколько классов консистенции пластичных смазок. Пластичные смазки высокой консистенции, т.е. густые смазки, имеют более высокие показатели по шкале NLGI, пластичные смазки с более низкой консистенцией имеют более низкие классы NLGI. Для узлов с подшипниками качения рекомендуются смазки трёх классов консистенции.
Пластичные смазки, наиболее часто используемые для смазывания подшипников, имеют класс 2 по шкале NLGI.
Пластичные смазки с низким уровнем консистенции, т.е. смазки класса NLGI 1, предпочтительны для работы в условиях низких температур и колебательных движений.
Пластичные смазки NLGI 3 рекомендуются для крупногабаритных подшипников, при вертикальной ориентации вала, высоких температурах окружающей среды или при наличии вибраций.
2. Определение требуемой вязкости базового маслаПодробная информация о вычислении требуемой вязкости базового масла представлена в разделе Условия смазывания — коэффициент относительной вязкости κ. Графики основаны на эластогидродинамическом режиме смазывания (EHL) при условии образования масляной плёнки на всей поверхности.
Тем не менее, замечено, что при использовании пластичных смазок, содержащих базовые масла с очень низкой или очень высокой вязкостью, образуется более тонкая масляная плёнка, чем плёнка, описанная для режима EHL. Поэтому, при использовании графиков для определения требуемой вязкости базового масла для прецизионных подшипников, смазываемых пластичными смазками, возможны поправки. Используйте следующую методику — определите требуемую вязкость ν при номинальной температуре 40 °C (150 °F), затем:
ν ≤ 20 мм2/с → умножьте значение вязкости на коэффициент от 1 до 2. В таком низком диапазоне вязкость масла слишком мала для образования масляной плёнки достаточной толщины.
20 мм2/с < ν ≤ 250 мм2/с → поправочный коэффициент не используется
ν > 250 мм2/с → обращайтесь в техническую службу SKF
Расчёт также можно выполнить с помощью программы SKF Viscosity.
Высоковязкие пластичные смазки увеличивают трение и тепловыделение, но могут потребоваться, например, для опорных подшипников шариковинтовых передач в оборудовании с низкой частотой вращения, либо если существует риск ложного бринеллирования.
3. Проверка необходимости наличия антизадирных (ЕР) присадокПластичные смазки с антизадирными присадками могут применяться для смазывания прецизионных подшипников в следующих условиях эксплуатации:
очень тяжёлые нагрузки (P > 0,15 C)
ударные нагрузки
низкие частоты вращения
периодическое статическое нагружение
частые запуски и остановы оборудования
Смазочные материалы с антизадирными присадками применяются только при необходимости и в пределах их рабочих температур. Некоторые антизадирные присадки несовместимы с материалами подшипника, особенно при высоких температурах. За дополнительной информацией обращайтесь в техническую службу SKF.
4. Проверка наличия дополнительных требованийВ некоторых областях применения рабочие условия могут ставить перед пластичными смазками дополнительные требования. Ниже приведены некоторые рекомендации по их выбору:
Для повышения устойчивости к вымыванию водой используйте пластичную смазку с кальциевым, а не литиевым загустителем.
Для хорошей защиты от коррозии выберите соответствующую присадку.
При высоком уровне вибрации выберите механически стабильную пластичную смазку.
Для выбора подходящей пластичной смазки для конкретного типа подшипника и условий его применения можно использовать программу SKF LubeSelect.
ОТСЮДА