Конструкция и ремонт рессорной подвески МАЗ Рама автомобиля МАЗ-5335Рама автомобиля клепаная, состоит из двух продольных балок (лонжеронов) швеллерной формы с переменным сечением,
изготовленных из полосовой низколегированной стали 22Г2ТЮ толщиной 8 мм.
Лонжероны рамы (наибольший размер сечения З10х85), изготовленные методом горячей штамповки, соединены в пяти местах поперечинами при помощи заклепок.
Поперечины штампованные, из низколегированной стали, вторая и третья — из малоуглеродистой стали.
На лонжеронах прикреплены кронштейны передней, задней и дополнительной рессор, боковых опор двигателя, крепления кабины, рулевого управления и др.
Конструктивной особенностью рамы является перенос крепления всех ее силовых элементов и в особенности кронштейнов рессор и поперечин на вертикальные стенки лонжеронов в наиболее нагруженных местах.
Применение высокопрочной низколегированной стали, отсутствие заклепочных соединений на нижних полках лонжеронов
позволили благоприятно распределить напряжения и достичь высокой прочности рамы.
Обслуживание рамыУход за рамой заключается в проверке болтовых и заклепочных соединений. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы не нарушались геометрическая форма рамы, правильность положения и прочность ее лонжеронов, поперечин и кронштейнов. Нарушение геометрической формы рамы может привести к неправильному положению или смещению агрегатов автомобиля, что вызовет чрезмерно большие напряжения и повышенный износ деталей трансмиссии и двигателя.
Ослабленные заклепки обнаруживают по дребезжащему звуку при постукивании молотком по головке заклепки.
Заклепки, которые ослабли, необходимо срубить и заменить новыми.На раме не должно быть непрокрашенных мест, так как это может привести к коррозии, которая снижает усталостную прочность рамы. Поэтому раму необходимо периодически очищать, осматривать и прокрашивать оголенные и корродированные участки.Ремонт рамыЭскизы для заварки трещин рамы и установки усилительных накладок
Основными дефектами рамы могут быть: трещины лонжеронов и поперечин, ослабление заклепочных соединений,
износ кронштейнов рессор, продольные трещины лонжеронов в районе заклепок.
Трещины лонжеронов и поперечин ремонтируют сваркой. Перед сваркой трещину нужно разделать наждачным кругом под углом 75 – 90˚.
Рекомендуется применять электродуговую сварку электродами, которые предназначены для низколегированной стали.
При наличии трещин на полках, не выходящих на стенку лонжеронов, кроме заварки трещины,
с внутренней или наружной стороны установить усиливающие накладки из низколегированной стали толщиной 8 - 10 мм,
которые приваривают продольными швами и заклепывают электрозаклепками. Приварку производить в соответствии с эскизами (рис. 2, а, б).
Если трещины выходят на стенку лонжеронов, то, кроме заварки самой трещины, установить Г- образный усилитель с последующей его приваркой (рис. 2, в).
Рама допускается к ремонту при наличии не более двух трещин на одном лонжероне, доходящих до середины профиля. Рама, имеющая на каждом лонжероне более двух трещин, доходящих до середины профиля, или одну и более трещин на одном из лонжеронов, проходящих за середину профиля, ремонту не подлежит и должна быть заменена новой.
Заклепки с оборванными головками выбивают и заменяют болтами (при необходимости овальные отверстия развертывают). При появлении в лонжеронах трещин (не более 3) из-под заклепок окончание трещин засверливают сверлом диаметром 5 – 7 мм во избежание их дальнейшего распространения. Заварка в этом случае не требуется.Если при проверке заклепочных соединений рамы обнаружится обрыв головки заклепки, то необходимо выбить стержень заклепки из отверстия и поставить новую заклепку. Допускается ставить вместо заклепки термообработанные болт с гайкой и пружинной шайбой соответствующего диаметра с обеспечением момента затяжки гаек М 16 х 1,5 — 200 — 240 Нм (20—24 кгс-м) и гаек М14х1,5 — 160 — 180 Нм (16 — 18 кгс-м). Посадка болта в отверстие должна быть плотной.ЗЫ: Болты всесто заклёпок допускаются, если нет возможности заменить заклёпку заклёпкой.
Но на заводе на сборке рам есть возможность использовать заклёпки, а не болты.
Судя по всему имеет место быть бизнес и ничего личного.
Экономика должна быть экономной. Тем более в наше время и в Белоруссии.
По поводу рекомендуемого момента затяжки гаек используемых вместо заклёпок, то для сравнения момент затяжки колёсных болтов Волги - 130 кгс-м.
На практике
в ГПТУ на автобазе менял с мастером задний рессорный кронштейн самосвала МАЗ-500.
В нашем распоряжении было две кувалды, одна обычная, а другая заточена - секач.
Отрубили все заклёпки сломанного кронштейна, выбили их, затем у другого нормального и поставили его на болты,
которыми крепятся накладки-грунтозацепы гусеницы гусеничного трактора.
Справились за один день.
Есть что вспомнить.