Мотор Ф1 - наиболее сложный элемент всего болида, обладающий огромной мощностью и состоящий примерно из 1300 деталей,
что и делает его настолько дорогостоящей единицей. Невообразимое количество оборотов (19000 об/мин) и колоссальные температуры вызывают проблему надежности мотора.
На данный момент все моторы имеют 8-цилиндровую систему, которая обеспечивает от 705 до 745 л.с.(лошадиных сил). Цилиндры сделаны из алюминиевого сплава.
Для решения проблемы внутренней инерции некоторых компонентов их изготовили из керамики. Эти материалы настолько прочны, насколько требует этого конструкция мотора,
и в то же время имеют маленький вес (95-100 кг весь мотор); это означает, что для их разгона требуется меньше силы,
что в свое время идеально способствует низкой затрате горючего и высокой эффективности двигателя.
Так же были попытки использовать другой материл - бериллий, но его надежность оказалась небольшой, и такой мотор не дал никаких улучшенных результатов.
Начиная с 2006 года в Формуле-1 используются четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые двигатели без наддува с углом развала цилиндров 90°.
Объём двигателя не должен превышать 2.4 литра. Максимальный диаметр цилиндра - 98 мм, что подразумевает минимальный ход поршня в 39.7 мм.
В каждом цилиндре используется по два впускных и два выпускных клапана. Минимальная масса двигателя составляет 95 кг.
Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами,
в 2006 и 2007 годах малобюджетным командам позволено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3.0 литров с ограничением оборотов и диаметра воздухозаборника.
Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего.
Впуск и выпуск изменяемой геометрии также запрещены. Каждый цилиндр может иметь только одну форсунку для впрыска топлива и только одну свечу зажигания.
Блок цилиндров и картер двигателя должны быть выполнены из сплавов алюминия. Коленвал и распредвалы должны быть сделаны из стали или чугуна.
Толкатели клапанов должны быть выполнены из сплавов алюминия, а сами клапана - из сплавов на основе железа, никеля, кобальта или титана.
Использование карбона и композитных материалов при производстве блока цилиндров, головки блока и клапанов запрещено.
Для запуска двигателя на пит-лейн и на стартовой решётке используется внешний стартёр (отдельное переносное устройство, не устанавливаемое на машину).
В настоящее время также налагаются ограничения на смену моторов каждым гонщиком на своём болиде: один установленный двигатель должен пройти два Гран-При
(как квалификацию, так и гонку). Исключение из этого требования одно - если гонщик не финишировал в Гран-При,
он имеет право на следующем Гран-При воспользоваться новым двигателем (для которого снова включается требование использовать на двух Гран-При).
Нарушение требования (досрочная смена моторов) ведёт к перемещению гонщика на стартовой решётке на десять позиций назад, т. е. стартовать он должен позже.
ТопливоснабжениеКак всем известно, топливо попадает в двигатель из бензобака. В Ф1 бензобак (fuel tank) сделан из двух слоев резины, нитрата-бутадиена, и наружного кевларового покрытия,
для предотвращения протечки. Бензобак Ф1 - как сумка, которая может деформироваться без каких-либо повреждений под давлением, однако прикрепляется к монококу так,
чтобы не мог двигаться в момент перегрузок. Внутри бензобака находятся несколько секций, чтобы топливо не плескалось, также имеется до трех насосов,
поглощающих горючее до последней капли. С постоянной интенсивностью топливо подается в насосы двигателя.
Вокруг бака существует определенная конструкция, которая не даст повредить бак в случае аварии.
Топливо в Ф1 не отличается от обычного по своему составу, однако имеет другие пропорции. На картинке справа вы видите соотношения составляющих топлива для болида Ф1, на левой, соответственно, для обычного топлива. Конечно, эти пропорции не статичны, т.к. конструкторы все время пытаются найти все более и более лучшие соотношения и метод "приготовления" топлива.
Знать все о потреблении горючего болидом в процессе гонки очень важно для команд, хотя бы для того, что бы рассчитывать дозаправки.
При максимальной скорости, для преодоления расстояния в 100 км, болиду потребуется примерно 100 литров топлива (цифры сезон от сезона меняются).
Во время же гонок, на 1 км приходится примерно 0.7 - 0.85 литров топлива.
ОТСЮДА