Полезные советы часть 1
FAQ – покупка автомобильных акустических системАвтомобильные акустические системы отличаются большим разнообразием типов и размерностей, из которых лишь некоторые будут наилучшим образом отвечать потребностям конкретной аудиосистемы в рамках выделенного бюджета. К тому же это, пожалуй, наиболее капризный элемент аудиосистемы, качество работы которого во многом определяется выбранным способом размещения и монтажа. В предлагаемой статье содержатся базовые практические рекомендации по выбору АС и отдельных динамиков в зависимости множества потребительских факторов.
Что есть что?Автомобильные акустические системы (АС) представляют собой набор из отдельных динамиков (они же – головки, или излучатели) и кроссовера, служащего для выделения (т.е. фильтрации) нужного частотного диапазона каждому из динамиков. Иногда, особенно в старших классах аудиотехники, АС предлагаются также без комплектного кроссовера – это означает, что фильтрация частот будет выполнена за пределами АС, т.е. в усилителе мощности, внешнем активном кроссовере или аудиопроцессоре. Также не имеют кроссовера простейшие 1-полосные динамики для полного диапазона частот, однако все такие динамики не заслуживают рассмотрения ввиду удручающе низкого качества звучания.
Входящие в состав АС динамики принято с некоторой условностью называть по тем основным частотным регистрам, в которых они работают. К примеру, 3-компонентные АС состоят из НЧ/СЧ-динамиков (т.е. для низких и средних частот), СЧ-динамиков и ВЧ-динамиков (т.е. для высоких частот). 2-компонентные АС лишены отдельного СЧ-звена и состоят из НЧ/СЧ-динамиков и ВЧ-динамиков. Если НЧ/СЧ-динамик специализирован главным образом для воспроизведения мидбаса, как иногда бывает у 3-компонентных АС, то несмотря на одинаковые размеры и название с НЧ/СЧ-динамиком 2-компонентных АС, он будет очень сильно отличаться от него по звучанию. Иногда мидбасовый динамик называют вуфером (калька с англ. woofer), а более универсальный НЧ/СЧ-динамик – мидвуфером (midwoofer).
Будучи “на переднем крае“ по отношению к слушателю (т.е. находясь ближе всего к его ушам по пути прохождения аудиосигнала), динамики по назначению напрямую соотносятся с обозначениями регистров, на которые поделен общий слышимый диапазон частот. Обиходное деление на регистры очень условное и нестрогое, в первом приближении оно включает четыре зоны с нечетко выраженными границами. Басом принято считать частоты от нижнего слышимого края до 60 Гц, иногда – до 40 Гц, иногда – до 80 Гц. Выше следует мидбас: он начинается там, где проходит условная верхняя граница баса и заканчивается на 200-250 Гц. Все, что “по-народному” принято называть басом, на самом деле является мидбасом и именно так фигурирует в технически грамотных описаниях динамиков из состава АС. Средними частотами называют область от 200-250 Гц до 2-3 кГц. И наконец, все вышележащие частоты относят к высоким. С распространением аудиоформатов высокого разрешения (high definition) стало уместным говорить о диапазоне супер-ВЧ, т.е. выше 20 кГц. Такой сверхвысокий регистр способны осилить либо обычные ВЧ-динамики с увеличенной протяженностью диапазона частот вверх, либо специализированные супер-ВЧ-динамики. Впрочем, последние в автомобильной области не получили сколь-нибудь существенного распространения.
Коаксиальные или компонентные?Конструктивно автомобильные АС делятся на две большие группы: коаксиальные и компонентные. У коаксиальных АС все головки собраны в единую конструкцию и чаще всего высокочастотный излучатель находится на центральной оси НЧ/СЧ-излучателя. У компонентных АС головки физически разделены друг от друга, и это дает куда более широкий простор для экспериментов в поиске наилучшего для звучания места расположения головок.
Если напрямую сравнить между собой коаксиальную и компонентную модели АС одинаковой размерности в рамках одной и той же серии компании-производителя, то чаще всего можно обнаружить, что они во многом идентичны по используемым технологиям и материалам. Казалось бы, коаксиальная версия выглядит даже выигрышнее: она будет дешевле, проще в установке, и даже принципиально ближе к идеализированному “точечному” источнику звучания (т.е. когда излучатели разных регистров не разнесены между собой в пространстве). И все-таки заметное преимущество будет за компонентной версией. У коаксиальных АС звуковые волны от НЧ/СЧ-диффузора затеняются модулем ВЧ-динамика, и как правило – отсутствует участвующий в формировании звучания, распределении приложенных усилий от звуковой катушки и поглощении резонансов пылезащитный колпачок. Если в рамках серии предусмотрено несколько версий ВЧ-динамика, то в коаксиальном исполнении будет использована младшая из них. Даже при высококачественном внешнем исполнении, кроссовер у коаксиальной модели окажется попроще по конструкции и возможностям, чем у компонентного аналога. Но самое значительное преимущество компонентной модели откроется в процессе настройки звучания путем выбора места и ориентации ВЧ-динамика. Поэтому у многих производителей в средних и старших линейках АС вовсе нет коаксиальных моделей, либо они выполнены разборными, что допускает установку обоими способами.
Сколько полос нужно?В первом приближении можно сказать, что число полос АС совпадает с числом входящих в ее состав динамиков. Это не совсем так, поскольку число полос определяется кроссовером и зависит от того, на сколько поддиапазонов в нем делится полноценный входной аудиосигнал. Впрочем, в автомобильной аудиотехнике количество динамиков чаще всего действительно равно количеству полос кроссовера. Лишь очень редко встречаются случаи, когда в одной полосе работают несколько излучателей – тогда число полос АС будет меньше, чем число входящих в нее динамиков.
Общеизвестно, что необходимость в двух и более полосах для АС вызвана принципиальной невозможностью создать в рамках традиционной конструкции единый излучатель, способный одинаково хорошо звучать в полном диапазоне слышимых частот. Те самые четыре частотных регистра: бас, мидбас, средние и высокие частоты – отвечают одновременно и особенностям восприятия звуков человеком, и конструктивному потенциалу динамиков распространенных размерностей и типов. При бескомпромиссном подходе каждому из этих частотных регистров хорошо бы назначить отдельную группу специализированных динамиков. Можно провести еще более мелкое дробление частотного диапазона, примеры легко найдутся среди домашних АС топ-класса, но для автомобильной техники вполне достаточно четырех частотных зон. При этом глубокий бас возлагается на сабвуфер, который принято рассматривать отдельно от АС. Классическим примером распределения оставшихся трех частотных зон по динамикам разного назначения могут служить типовые 3-компонентные автомобильные АС. Как правило у них НЧ/СЧ-звено работает в диапазоне от верхушки баса до мидбаса и нижнего участка средних частот, очень часто такое звено называют мидбасовым. СЧ-звено 3-компонентных АС работает не только на средних, но также охватывает нижнюю часть высоких частот. И наконец, ВЧ-звено включается в работу выше верхней границы принудительно ограниченного сверху диапазона частот СЧ-звена. Если деление частот происходит в комплектном пассивном кроссовере АС, частоты деления и крутизна характеристики затухания фильтров заданы производителем. Как правило, они фиксированные, но иногда, особенно в старших классах, возможен выбор из нескольких значений – это всегда приветствуется. В схемах с активным делением частот (bi-amping или tri-amping) характеристики фильтров задаются инсталлятором и служат очень эффективным инструментом настройки звучания в зависимости от характеристик динамиков, их расположения и ориентации.
Несмотря на все преимущества 3-полосных АС, наиболее популярны более доступные и простые в установке 2-полосные модели. В таком случае НЧ/СЧ-звену приходится очень нелегко – ему предстоит воспроизводить с одинаковым уровнем качества широчайший диапазон частот, от верхушки баса до нижней зоны высоких частот. Тем не менее, современные технологии позволяют добиться значительного успеха на этом поприще.
Если посмотреть на многополосные коаксиальные модели начального класса, обнаружится, что увеличение числа полос свыше 3-х не имеет никакого смысла с точки зрения качества звучания. Всякие спекуляции на эту являются чисто маркетинговым трюком, на который не следует попадаться. Большинство 4-, 5-, а то и 6-полосных "коаксиалов" звучат попросту ужасно.
Размеры и специализация динамиковВ рамках любой серии АС всегда можно обнаружить несколько моделей, отличающихся по конструкции и размерности. На выбор конкретной модели в первую очередь будет влиять исполнение штатных или других возможных мест установки АС в автомобиле. Наиболее предпочтительно для роли фронтальных АС выглядят модели с диаметром НЧ/СЧ-динамика 16,5 см (6,5 дюймов). Такой размер очень удачен, чтобы и средние частоты отыгрывать с хорошим качеством, и обеспечить необходимую для "бесшовного" сочетания с сабвуфером глубину баса, и в дверь поместиться. Если штатные монтажные места рассчитаны на динамики меньшего размера, то всегда полезно поинтересоваться в инсталляционной студии – нельзя ли их расширить? Чаще всего это легко выполнимо. Только если укрупнение штатных мест до нужного 16,5-см АС монтажного диаметра невозможно, а выбор альтернативных мест установки затруднен, есть смысл обращаться к динамикам иной размерности.
Необходимо учесть, что даже в пределах одной и той же серии 16,5-см АС могут заметно отличаться друг от друга. Нередко наряду с “базовой” встречаются модели с улучшенными общими характеристиками – такие позволяют без чувствительной доплаты сделать шаг к вышестоящей линейке. Для роли мидбасового звена в 3-компонентных АС иногда можно обнаружить в облюбованной серии динамиков специальную 16,5-см модель НЧ/СЧ-динамика с улучшенными басовыми характеристиками. Хотя об этом не принято говорить, такие басово ориентированные модели нередко подчиняются правилу “нос поднимешь – хвост увязнет”. Это означает, что имея преимущество в глубине баса, они скорее всего будет отставать на средних частотах от “обычных” представителей своей линейки. Отставание выражено не в доступном вверх частотном диапазоне НЧ/СЧ-динамика – он как раз может особо не пострадать, а в характере звучания потяжелевшего диффузора. Это обстоятельство стоит учесть при переходе с 2-компонентных систем на 3-компонентные - или наоборот, если вдруг такое желание возникнет.
Укрупненные 20-см (8 дюймов) отдельные динамики исключительно хороши в роли специализированного мидбасового звена 3-компонентных АС. Но они слишком громоздки для установки в переднюю дверь автомобиля и за редким исключением, оказались практически вытеснены с рынка 6,5- и 7-дюймовыми динамиками с улучшенными басовыми возможностями. При работе в 2-компонентных АС 20-см НЧ/СЧ-диффузор чаще всего оказывается весьма посредственным на средних частотах. Несмотря на большое количество успешных реализаций АС такой конфигурации в домашней и профессиональной сферах, в автомобильной области счет удачных моделей идет буквально на единицы. В коаксиальном исполнении крупноразмерные круглые динамики, равно как большие овальные, также не претендуют на особые лавры по звучанию на средних частотах. Однако они могут сослужить хорошую службу в роли басовой поддержки в аудиосистемах без сабвуфера.
13-см (5,25 дюйма) динамики прекрасно подходят на роль тыловых АС в системах “мобильного кинотеатра”, а также для тыловой “подзвучки” для фронтальных АС, если в ней вообще есть необходимость. Нередко их можно встретить в роли фронтальных АС, но так стоит поступать только тогда, когда 16,5-см АС никак нельзя поместить. В таком случае логично отдать предпочтение не только наилучшим по звучанию, но и самым басовитым среди 13-см АС – некоторые из них способны почти сравниться по басу с типовыми 16,5-см моделями. При вынужденной фронтальной установке типовых 13-см АС не избежать нехватки баса, даже в малоразмерных автомобилях. Не стоит забывать, что идеальный размер для фронтального мидбасового звена – это 20 см. Уже 16,5-см динамики по большому счету компромиссны по басу, но в рамках допустимого. 13-см и меньшие динамики – уже не компромисс, а явное отставание в басовых характеристиках, за рамками допустимого. В аудиосистемах с сабвуфером можно не опасаться нехватки общей глубины баса, но неизбежны большие сложности по согласованию сабвуфера с фронтальными динамиками, в том числе формированием полноценной фронтальной звуковой сцены.
Львиная доля овальных динамиков представлена коаксиальными моделями типоразмера 6х9 дюймов (~15х23 см) и предназначена для установки в заднюю полку. Такой диффузор заметно больше по площади, чем круглый 16,5-см и дает ощутимую прибавку в глубине баса. Однако в серьезных аудиосистемах они практически не встречаются. На это влияют общие недостатки коаксиального исполнения, неспособность заменить сабвуфер, отсутствие принципиальной необходимости в тыловых АС, а также врожденная плохая механическая сбалансированность овального диффузора по сравнению с круглым. Одним словом, роль таких АС – системы стартового уровня для той аудитории, которую не слишком прельщают преимущества полноценного глубокого баса, фронтальной звуковой сцены и чистого тонально сбалансированного звучания. Впрочем, для тех, кто “вырос” на крупных овальных динамиках и “созрел” для улучшенного звучания, предлагаются немногочисленные модели такого типоразмера повышенного качества. Для замены штатных АС несложно также найти небольшие овальные динамики 5х7 дюймов (~13х18 см), в том числе 2-компонентного исполнения для установки в роли фронтальных АС. Часто такие АС могут служить вполне адекватным выбором при нежелании или невозможности переделки штатных мест установки.
Особенности малоразмерных АСАС с 10-см НЧ/СЧ-головкой никакими средствами нельзя заставить звучать хоть сколь-нибудь басовито, что бы по этому поводу ни обещали рекламные проспекты и паспортные технические характеристики. Наличие типового тылового сабвуфера проблемы не решит по той же причине (теперь изрядно усугубившейся), что и для 13-см АС. В самостоятельном амплуа 10-см АС очень удачны для центрального канала в системе “мобильного кинотеатра”. Во всех остальных случаях использования им требуется басовая поддержка. Лучше всего с этим справятся отдельные мидбасовые динамики, и очень желательно, чтобы они располагались спереди.
При серьезном подходе к построению аудиосистемы сэкономить за счет покупки маленьких динамиков не получится, поскольку комбинация из 10-см АС и пары дополнительных мидбасовых 16,5-см динамиков окажется дороже полноразмерного комплекта. Однако вместо этой комбинации так и напрашиваются обычные 3-компонентные АС со специализированными СЧ-динамиками. 10-см НЧ/СЧ-динамик из состава 2-компонентных АС и такого же, или чуть меньшего размера специализированный СЧ-динамик могут радикально отличаться друг от друга по поведению на средних частотах, даже если принадлежат одной серии и внешне очень похожи. Причина в разных электроакустических характеристиках. Кроме того, специализированные СЧ-динамики чаще всего более компактны в тыльной части и удобнее в установке.
Стоит учесть, что маленькие динамики недорогих младших серий часто способны звучать хоть и сильно облегченно, но вполне сбалансировано, ровно и гладко. В то же время в высоких сериях при включении без басовой поддержки звучание скорее всего окажется резким по тембру, сухим и утомительным – словно увеличение цены привело только к худшему результату. Странности легко объяснимы - так проявляется нехватка мидбаса в акустике с высокой детальностью. При наличии басовой поддержки все встанет на свои места, тональный баланс исправится и звучание “разгладится”.
Нередко можно встретить маленькие динамики, всеми силами пытающиеся доказать, что они – большие, т.е. изобразить хоть какую-то глубину баса. Иногда это в какой-то степени удается, но всегда – за счет ухудшения других характеристик. У 10-см моделей от этого неизбежно пострадает четкость передачи мидбаса и поведение на средних частотах, таковы строгие законы поведения электромеханической конструкции громкоговорителя. Не стоит искать от техники того, для чего она принципиально не предназначена.
Как правило, штатные места под маленькие динамики расположены в очень удачных для звучания местах – по уголкам торпедо, это большой плюс. Еще один плюс такого расположения – близкорасположенное наклонное лобовое стекло обеспечит эффективную прибавку в басовой отдаче (на 3 дБ, что равносильно удвоению подводимой мощности, или даже больше), хотя полноценной глубины все равно не обеспечит. Нередко дополнительным плюсом выступает наличие свободного пространства на карте двери, где несложно вырезать отверстие для 16,5-см мидбасовых помощников.
Куда ставить?В простейшем случае динамики ставятся в штатные места, изначально предусмотренные конструкцией автомобиля. Для абсолютного большинства штатных мест есть соответствующие по типоразмеру и расположению монтажных отверстий покупные динамики. Однако может оказаться так, что по диаметру они подходят, а по посадочной глубине – нет, поскольку магнитная система будет упираться в какой-нибудь ограничитель, коим в случае дверного расположения чаще всего оказывается опущенное до нижней точки боковое стекло. В таком случае помогут специальные динамики "тонкой" (slim) серии. Гораздо более серьезная проблема заключается в том, что расположение штатных мест установки динамиков зачастую оказывается настолько неудачным, про сильно затрудняет, а то и попросту исключает возможность достижения хорошего звучания.
Наилучшие из практически реализуемых мест в машине для фронтальных АС – это левый и правый края торпедо и прилегающая к ним область передних стоек. В таком случае динамики оказываются вынесенными максимально вперед и оказываются не слишком ниже головы слушателя. К тому же они надежно защищены от попадания грязи и влаги (правда, остаются уязвимыми для пыли) и случайных механических повреждений, а также сохраняют неизменной штатную эргономику. Однако расположить в этих местах все составляющие АС динамики, включая крупноразмерное НЧ/СЧ-звено, будет весьма хлопотно и недешево. Разумным компромиссом для недорогих по инсталляционным затратам аудиосистем давно стала классическая схема с размещением НЧ/СЧ-головки 2-компонентных акустических систем в нижнем переднем крае двери, а ВЧ-головки – либо в "треугольниках" с тыльной стороны двери напротив зеркал, либо на передних стойках, либо в уголке торпедо. Такое размещение обещает пусть не отличные, но вполне неплохие результаты, а реализовать его достаточно несложно для большинства автомобилей. Более того, такая схема встречается даже в инсталляциях топ-уровня, но там для лучшего качества звучания используется масса хитростей – к примеру, выверенные с точностью до градуса углы установки всех головок, эксперименты с разными частотами среза в кроссовере, помощь DSP-процессора и т.д.
Для 3-компонентных фронтальных АС желательно всеми силами стремиться расположить СЧ-динамик как можно ближе к ВЧ-динамику в том самом оптимальном месте в районе уголков торпедо. А мидбасовое звено вполне может оставаться в дверях. Наиболее популярные среди штатных вариантов размещения СЧ-динамиков места на средней линии двери попросту никуда не годятся.
Мощность, согласование с усилителемАкустические системы – пассивный элемент аудиотракта, они не имеют источника питания и способны только преобразовывать полученный от усилителя мощный электрический аудиосигнал в энергию звуковых колебаний. Кстати, эффективность такого преобразования ничтожно низкая – как правило, в полезную энергию превращается меньше 1 процента от потребляемой. Чем выше чувствительность динамика, тем выше его КПД, чувствительность 92 дБ/Вт/м соответствует КПД 1%.
Среди различных значений допустимой подводимой мощности АС, указываемой производителем, наибольший интерес представляет среднеквадратичное (RMS) значение номинальной, или продолжительной мощности. Строго говоря, эти два термина - не совсем одно и то же, но главное, что при такой величине поступающей от усилителя мощности аудиосигнала динамики (или акустическая система, т.е. комплекс динамиков в целом) способны проработать длительное время (много часов) в рамках заданного низкого уровня искажений без конструктивных повреждений. Обычно величина номинальной или продолжительной мощности приводится в сопровождении значений максимальной или пиковой мощности, они представляют меньший практический интерес. Чаще всего максимальная разрешенная подводимая мощность выше номинальной/продолжительной примерно в 2 раза, а пиковая – выше в 2-4 раза. Это может служить примерным ориентиром для определения номинальной/продолжительной мощности в тех случаях, когда она не указана. Однако сам по себе факт отсутствия подобных сведений должен настораживать – производители с безупречной репутацией так себя не ведут.
Согласование мощности усилителя с допустимой мощностью динамиков – очень острая тема. В определенных рамках такая согласованность - это куда больше вопрос настройки системы, чем изучения мощностных параметров при покупке компонентов. Рамки оптимальной согласованности очень широки: мощность усилителя может быть примерно равна допустимой продолжительной подводимой мощности АС, может быть выше, а может быть ниже. Усилитель может стать идеальным партнером, если он вдвое мощнее, чем допустимая продолжительная мощность АС. Может быть и еще мощнее, только в этом нет практического смысла. И наоборот, усилитель может иметь мощность гораздо ниже, чем допустимая продолжительная мощность АС – и также стать для них отличным партнером. В первом случае требуется обеспечить, чтобы сигнал от усилителя не превышал возможности динамиков, т.е. намеренно ограничить его мощность путем регулировки входной чувствительности (gain). Такой вариант – наилучший из достижимого, но он находится в трагическом несоответствии с довольно распространенными и неизбывными представлениями о том, что “техника должна играть на все деньги”. Настройка с изрядной “неиспользуемой” мощностью усилителя обеспечивает необходимый простор, т.е. запас для свободной и неискаженной передачи кратковременных пиков сигнала, у которых мгновенная мощность может в десятки раз превышать величину номинальной (RMS) мощности. Если усилитель менее мощный, чем позволяют АС, то риск повредить среднечастотные, мидбасовые и сабвуферные динамики снижается (но вовсе не устраняется!) по сравнению с более мощным аналогом, а для высокочастотных – только возрастает. И вновь требуется тщательная настройка входной чувствительности для предотвращения перегрузки усилителя, т.е. возникновения эффекта клиппинга. Для того, чтобы вывести из строя типовые ВЧ-динамики в режиме сильного (жесткого) клиппинга, достаточно, чтобы усилитель работал с номинальной мощностью всего в несколько десятков ватт – т.е. заведомо меньше возможностей любого доступного на рынке автомобильного усилителя. Стоит учесть, что у большинства кроссоверов автомобильных АС есть специальные схемы защиты ВЧ-динамика от перегрузки, однако они не всесильны. Как показывает практика, при подаче слишком сильного “клиппированного” сигнала ВЧ-динамик может успешно выйти из строя даже при наличии такой схемы защиты.
Огромное значение, “подружатся” ли между собой усилитель и динамики, т.е. будут ли они звучать без искажений и долго ли прослужат, имеет настройка задействованных кроссоверов. Чем уже подаваемый на динамики от кроссовера диапазон частот и круче спад характеристики затухания фильтров, тем большую мощность они способны “переварить” без искажений и повреждений. Обычно главным фактором выступает нижняя граница рабочего диапазона частот, поскольку воспроизведение частот ниже нее связано с увеличенной амплитудой колебаний подвижной системы и увеличением проходящей через конструкцию динамика энергии. Также влияет характер исходного аудиосигнала от источника. Многие головные устройства, особенно штатные, сохраняют достаточно низкий уровень искажений в выходном аудиосигнале только в узком диапазоне, примерно трети их шкалы регулировки громкости. Начиная примерно с половины доступного диапазона регулировки такие источники выдают сильно “клиппированный” аудиосигнал, т.е. сильно искаженный, в том числе и за пределами слышимого диапазона частот. В таком случае возможен выход из строя даже идеально отлаженной связки “усилитель-динамик”.
ЧувствительностьЧувствительность АС, а точнее – характеристическая чувствительность, - скажет о том, насколько громким будет звучание при подаче на вход АС определенного уровня мощности. Чувствительность принято измерять в дБ/Вт/м. К примеру, заявленное в паспортных данных значение 90 дБ/Вт/м говорит о том, что при подаче мощности 1 Вт от усилителя АС создает на расстоянии 1 м на оси излучения уровень звукового давления 90 дБ.
Если усилитель аудиосистемы имеет невысокую мощность, то хорошим правилом будет выбирать не только хорошо звучащие, но также высокочувствительные динамики. Тогда можно не опасаться, что звучание окажется слишком тихим. Особенно важно это для динамиков, работающих напрямую от маломощного встроенного усилителя головного устройства. В рассмотренном примере 90 дБ/Вт/м - очень хороший показатель, такие динамики имеют полное право называться высокочувствительными. Существуют также гораздо более высокочувствительные динамики, однако у них характеристики полностью подчинены достижению максимальной громкости, а вопросов высококачественного звучания не ставится. К примеру, высококочастотный SPL-динамик Hertz SPL Show ST 25 с компрессионной рупорной узкогорлой конструкцией имеет потрясающую воображение чувствительность 107 дБ/2,83 В/м, однако у него очень узкая диаграмма направленности, большие габариты, и он не предназначен для достоверного воспроизведения музыки.
Главное арифметическое правило для чувствительности: прирост на 3 дБ равносилен двукратному приросту подводимой мощности. С учетом логарифмической природы единицы измерения “Децибел“ прирост на 1 дБ соответствует росту мощности в 1,25 раз, а на 2 дБ – в 1,6 раз. Это означает, что динамик с параметрами 90 дБ/Вт/м на при подведении мощности, скажем, 50 Вт, прозвучит так же громко, как динамик с параметрами 87 дБ/Вт/м при подведении 100 Вт. И точно такой же результат по громкости получится с динамикам 93 дБ/Вт/м при 25 Вт и 84 дБ/Вт/м при 200 Вт. 25-ваттный усилитель принято считать маломощным, а 200-ваттный – очень мощным, тогда как результат по громкости при указанной разнице в чувствительности динамиков будет один и тот же. Из этого следует, что если динамики имеют сравнительно небольшую паспортную мощность, это не должно смущать при условии их высокой чувствительности.
Правда, так произойдет в том случае, если динамики в точности соответствуют своим паспортным характеристикам. Практика показывает, что даже у производителей с отличной репутацией два динамика с одинаковой паспортной чувствительностью могут несколько отличаться по громкости звучания при подведении одинаковой мощности от усилителя. Если вопрос достижимой громкости критичен, то реальное преимущество облюбованных АС в громкости звучания нелишне проверить перед покупкой на стенде.
Также полезное правило: если чувствительность указана как-то иначе, чем в дБ/Вт/м, то нужное значение легко получить, воспользовавшись Законом Ома. К примеру, очень популярно указывать чувствительность в дБ/2,83 В/м – это уровень звукового давления, создаваемый динамиком (или АС) на расстоянии 1 м на оси излучения при подаче напряжения 2,83 В. Нехитрая арифметика (мощность равна квадрату напряжения, деленному на номинальное сопротивление) показывает, что 2,83 В для 4-Омных динамиков соответствуют 2 Вт (и соответственно – 1 Вт для 8-Омных и 4 Вт для 2-Омных). Т.е. 90 дБ/2,83 В/м – то же самое, что 87 дБ/Вт/м (90 дБ минус 3 дБ при изменении мощности вдвое).
Еще одно полезное правило: при увеличении расстояния до динамика вдвое уровень звукового давления снизится на 6 дБ. Т.е. динамик (или АС) с чувствительностью 90 дБ/Вт/м покажет при подведенной мощности 1 Вт на расстоянии 2 м звуковое давление 84 дБ, а на расстоянии 0,5 м – 96 дБ.
Также полезное правило: увеличение числа динамиков на 1 штуку обеспечивает прирост звукового давления на 3 дБ. Т.е. два динамика (или АС) с чувствительностью 90 дБ/Вт/м в условиях 1 м / 1 Вт покажут 93 дБ, три – 96 дБ, и т.д. При условии, что все эти динамики расположены максимально близко друг к другу и направлены в одну и ту же сторону, а акустические свойства салона автомобиля (среды прослушивания) не учитываются.
Какая громкость нужна?Может показаться, что зная число динамиков в аудиосистеме, их чувствительность, расстояние до них и мощность в каждом канале усиления, легко вычислить итоговую громкость в точке прослушивания. Но это не так. Для такого расчета потребуется гораздо больше исходных данных и крайне сложный математический аппарат.
Принято считать, что изменение звукового давления на 10 дБ по слуховым ощущениям соответствует изменению громкости вдвое. Также нелишне вспомнить, что звуковое давление такого колосса, как большой симфонический оркестр при игре “фортиссимо”, составляет 100 дБ. Однако в автомобильных условиях музыке придется “перекричать” шум мотора и дороги. Уровень шума в салоне сильно зависит от класса автомобиля, скорости движения, качества дорожного покрытия и других факторов. В качестве среднего значения можно взять 65-70 дБ, что соответствует популярным недорогим иномаркам (скажем, Ford Focus). У отечественных автомобилей шумность ближе к 80 дБ, а на плохом покрытии – 90 дБ. Считается, что если аудиосистема способна развить звуковое давление 105 дБ, этого вполне достаточно, чтобы услышать нужный динамический диапазон музыки на ходу в автомобиле средней шумности. Но это довольно жесткое требование, и если результат будет несколько хуже – ничего страшного. Практика показывает, что с усилителями, имеющими “честных” около 50 Вт на канал и динамиками с чувствительностью около 90 дБ/Вт/м можно совершенно не опасаться недостаточной громкости звучания в “среднешумном” автомобиле – если только громкость не выступает особой целью.
Особенности 3-компонентных АСВелик соблазн перехода с 2-компонентных на 3-компонентные АС. Отдельные СЧ-динамики позволят и средние частоты отыгрывать замечательно, и звуковую сцену построить куда как лучше в автомобильных условиях. Они гораздо меньше по размерам, чем типовые 16,5-см НЧ/СЧ-динамики, поэтому дают гораздо больше свободы в выборе места установки и ориентации излучения. Но все же найти это место будет не так-то просто. Обычный для СЧ-динамиков размер: около 7-10 см в случае конусных и 5-7 см в случае купольных. Для скрытого размещения в передних стойках такие габариты великоваты, а ставить "серединку" в среднюю или верхнюю часть двери, как это часто бывает у штатных систем, плохо для звука. Остаются популярные в инсталляциях среднего и высокого уровня подиумы или внедрение в торпедо, но в стартовом классе бюджет этого может не выдержать. Наиболее повезет в этом владельцам автомобилей, у которых уже есть крупноразмерные штатные места как раз по уголкам торпедо. Помимо оптимального места расположения самого СЧ-динамика важно выполнить еще одно условие – он обязан располагаться как можно ближе к ВЧ-динамику.
Необходимо учесть, что 3-компонентные АС отличаются не только прекрасным звуковым потенциалом, но также большой капризностью, чутко реагируя на отклонения от оптимальной инсталляции. При некорректном размещении и настройке переход к таким АС приведет к драматическому ухудшению звучания по сравнению с 2-компонентным аналогом. Поэтому при обычной (single-wiring) схеме подключения 3-полосной АС к 2-канальному усилителю сильно вырастают требования к функциональному набору пассивного кроссовера. Чем более гибкую настройку уровней сигнала в разных полосах и характеристик фильтров он способен предложить – тем лучше. Великолепные по качеству и гибкости настройки комплектных 3-полосных пассивных кроссоверов можно обнаружить в старших линейках ведущих мировых производителей. Иногда незаурядные возможности можно встретить также в более доступном ценовом секторе. К примеру, в кроссовере АС Focal K2 Power 165 KRX3 предлагается независимая настройка уровней ВЧ- и СЧ-сигналов, разные варианты частоты среза фильтров, а также коррекция ВЧ – всего 162 варианта сочетаний настроек.
http://shop.tchernovaudio.com